Четвертый булгаковский станет местом встреч
В столице существуют три места, каждое из которых носит имя Булгакова. Это и «нехорошая квартира» на Большой Садовой, и расположенный в соседнем от нее подъезде музей–театр «Булгаковский дом», и квартира на Большой Пироговской, где писатель в 20-е годы прошлого века начал работу над «Мастером и Маргаритой». И вот по соседству с арбатскими переулками, где в разные годы проживал Михаил Афанасьевич, в помещении бывшей библиотеки № 3 в Большом Афанасьевском переулке, открылся Центр Булгакова.
На его присутствие намекает большой мурал* с портретом писателя на стене соседнего дома № 33. Кажется, что «булгаковский дух» уже заполнил центр Москвы, что от него нельзя ни спрятаться, ни скрыться при всем желании. Так стоит ли вообще «плодить сущности без необходимости»? По мнению Валентины Агафоновой, директора Государственного музея М. А. Булгакова, необходимость нового центра назрела давно.
— Квартиры — это музейные пространства, — объясняет она. — Так, помещение на Большой Садовой — это первая комната писателя в коммунальной квартире, а квартира на Пироговской — его первое отдельное жилье. В любом случае это небольшие пространства, не рассчитанные на проведение мероприятий. А мы регулярно получали огромное количество просьб москвичей о встречах с известными людьми, лекциях, мероприятиях. Мы понимали, что нам нужна еще одна площадка.
Такой площадкой стала районная библиотека, расположенная недалеко от Нащокинского переулка. Именно здесь, в Доме писателей, снесенном в 1978 году, была последняя квартира Булгакова, где он жил с третьей женой Еленой Сергеевной и ее сыном Сергеем. Пять лет назад библиотеку присоединили к Музею Булгакова, и с тех пор здесь проводились ремонтные работы по превращению помещения в мультиформатную культурную площадку.
И вот наконец модернизация завершилась. На сегодняшний день о старой библиотеке напоминают лишь стеллажи с книгами, расположенные в читальном зале. По словам сотрудников, литература посвящена Булгакову, его современникам, а также театру, музыке и кино. Это придает центру некий эстетский шарм: кажется, что это и не библиотека вовсе, а клуб для ценителей классического искусства. Такое ощущение поддерживают и музыкальная гостиная с фортепиано, и коллекция виниловых пластинок, и отдел редких книг, где по запросу предоставляется доступ к рукописям и машинописям из архивов ведущих булгаковедов. В их числе — писательница Мариэтта Чудакова, создавшая первую биографию Булгакова, на которую опираются все современные литературоведы.
По словам ее дочери Марии, писательница опросила более ста современников Булгакова, включая трех его жен.
— Ей очень повезло, что все эти люди были живы, — улыбается Мария Чудакова. Именно дочь литературоведа предоставила личные вещи для первой выставки нового центра — мемориального кабинета Чудаковой. В экспозиции можно увидеть с тол, лампу, фотографии и полки с книгами биографа Михаила Булгакова. В некоторые из них вложены закладки Мариэтты Омаровны. Сотрудники музея не вытаскивали их из книг для того, чтобы создать ощущение живого присутствия в выставочном пространстве.
Этот письменный стол и станет отправной точкой для всех экскурсий центра. А их на ближайшее время запланировано немало.
— Специально разработанные уличные экскурсии свяжут Центр Булгакова на Арбате с двумя другими площадка ми — «нехорошей
квартирой» на Большой Садовой и мемориальной квартирой писателя на Большой Пироговской, — поясняет директор. — Это будут живые экскурсии с экскурсоводами и самостоятельные пешеходные маршруты с тематическим аудиогидом. Помимо экскурсий, на базе научного центра будут созданы клубы по интересам: хоровые занятия, студия комиксов и консерваторские классы имени Чайковского.
По словам Агафоновой, Центр Булгакова должен стать площадкой, аккумулирующей все накопленные знания о Булгакове. Поэтому именно здесь будет новый «дом» для
Международной научной конференции литературоведов и исследователей, проводящейся в Музее Булгакова уже более десяти лет.
КСТАТИ
После переезда в Москву в 1917 году Михаил Булгаков жил у дяди, который стал прототипом профессора Преображенского в повести «Собачье сердце»
* Мурал — вид монументальной живописи на стенах архитектурных сооружений. Это слово произошло от испанского muro, что в переводе означает «стена».