Что носили Мария Стюарт и Суок, или Как прошло открытие новой выставки в Музее Константина Станиславского
Выставка «Театр. Художник. Костюм» открылась 30 марта в Доме-музее Константина Станиславского — на одной из площадок Музея Московского художественного академического театра. Здесь представили уникальные костюмы, которые использовали в спектаклях «Мертвые души», «Ревизор», «Мария Стюарт», «Три толстяка». Корреспондент сайта газеты «Москва.Центр» побывала на открытии выставки и узнала об истории создания нарядов.
Дом-музей Константина Станиславского расположен в Леонтьевском переулке, недалеко от МХАТ имени Максима Горького. В этом особняке XVII века великий режиссер жил с 1921 по 1938 год. В музее все пропитано атмосферой культового московского театра. Первое, что бросается в глаза — фотографии прославленных артистов и афиши постановок МХАТа.
Важной составляющей любого спектакля являются костюмы. Они способны перенести действие в другую историческую эпоху, помогают актерам лучше вживаться в свои роли. Над костюмами для спектаклей МХАТа трудились лучшие художники и портные.
Многие из нарядов ранее не выставлялись на публику. После раскола МХАТа большая часть костюмов артистов осталась в здании на Тверском бульваре. Тем не менее, музей сотрудничает с двумя театрами. МХАТ имени Максима Горького передал Дому Константина Станиславского уникальные костюмы 30–60-х годов XX века. Сотрудники музея отобрали лучшие из них и организовали тематическую выставку.
Спектакли, костюмы к которым представлены на экспозиции, выбраны не случайно. Над «Мертвыми душами» и «Ревизором» работал сам Константин Станиславский (кстати, в этом году отмечали 160-летие со дня его рождения). Спектакль «Три толстяка» был одним из самых популярных во МХАТе — его показали более 700 раз. «Мария Стюарт» не была такой успешной, но в костюмном плане она стала одной из самых сложных постановок.
Знакомство с создателями
Выставка начинается с зала, где сотрудники музея разместили портреты художников, работавших над нарядами: Бориса Эрдмана, Виктора Симова, Александра Васильева и Льва Батурина. Экскурсию по экспозиции провела сокуратор Марфа Бубнова.
— Прежде чем знакомиться с нарядами, надо познакомиться с их создателями.
Рядом с портретами висит телевизионный экран. На нем демонстрируются отрывки из спектакля «Мария Стюарт».
— Борис Эрдман, автор костюмов к этой постановке, десять лет проработал во МХАТе, до самой смерти. В год выхода «Марии Стюарт» его удостоили звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Не стоит недооценивать роль художника в театре. Виктор Симов, создатель костюмов к «Мертвым душам», был в команде МХАТа с 1898 года. Он работал бок о бок с Константином Станиславским и оформил 51 постановку. Сам режиссер называл его «родоначальником нового типа художников-декораторов».
Александр Васильев (автор костюмов к «Ревизору»), помимо успешной работы в московских театрах (МХАТ, Государственный академический театр имени Моссовета, Московский драматический театр имени Марии Ермоловой и других) сделал карьеру в качестве государственного служащего. Он был секретарем правления Союза художников СССР и президентом Советского центра Международной ассоциации сценографов и театральных технологов.
Лев Батурин (автор костюмов к «Трем толстякам») не достиг таких карьерных высот. Зато его костюмы актеры надевали более 700 раз! «Три толстяка» в постановке МХАТа пользовались особым успехом. Сказочные наряды точно сыграли в этом не последнюю роль.
Мир гоголевских нарядов
Нельзя пройти мимо ярких нарядов к постановке «Мертвые души» 1932 года. Эскизы этих костюмов придумал художник Виктор Симов. Он считал, что наряды должны достоверно отражать историческую эпоху и задумку автора. Костюмы к «Мертвым душам» богато украшены, при этом каждый из них подбирался под конкретного артиста.
— Большое внимание и режиссер, и художник уделяли сцене бала у губернатора. Николай Васильевич в восьмой главе «Мертвых душ» описал богатые наряды знатных дам и их пустой внутренний мир.
Из нарядов к «Мертвым душам» сохранился только один мужской костюм. Но женских осталось предостаточно, и гости музея могут разглядеть все бантики, рюши и другие декоративные элементы дамских платьев той эпохи.
— Кстати, над инсценировкой этого спектакля работал Михаил Булгаков. Но его фантасмагоричная трактовка не устроила Константина Станиславского, и он сделал постановку более приближенной к реальности. Если бы идеи Булгакова не отвергли, то мы бы увидели совсем другие костюмы.
В следующем зале музея представили наряды к другой постановке по Гоголю — «Ревизор» 1966 года. Над ними работал Александр Васильев. Несмотря на то, что между премьерами двух спектаклей по Гоголю прошло более 30 лет, костюмы к ним очень похожи. Они богато украшены, что вполне соответствует идее автора «Ревизора» и «Мертвых душ» — люди уделяют слишком много внимания внешней оболочке, а не внутреннему миру человека.
— Николай Гоголь — писатель, которому отлично удавалось обнажать пороки общества. В спектакле «Ревизор» костюмы подчеркивали идею автора, а также позволяли зрителям «переместиться» в уездный город и разглядеть каждого героя как под лупой.
Англия XVI века на сцене МХАТа
Следующий зал посвящен постановке «Мария Стюарт» 1957 года. Она стала первой, созданной по мотивам произведения Фридриха Шиллера. Ранее во МХАТе никогда не обращались к этому писателю.
— Шиллер не близок русскому зрителю, и главной задачей постановки было попробовать сделать мир королевских интриг более понятным.
Над костюмами к «Марии Стюарт» работал Борис Эрдман. При создании некоторых нарядов пришлось пренебречь удобством актеров для того, чтобы лучше передать атмосферу Англии XVI века.
— Костюм Елизаветы I имеет характерный воротник. Он очень сковывал движения исполнительницы роли Ангелины Степановой. Спектакль не имел особого успеха, но зрители все равно приходили — посмотреть на эту актрису. Ей удалось создать невероятный сценический портрет. Еще обратите внимание на талию костюма. У Ангелины Степановой она была такая тонкая, что не на каждый манекен это платье налезет.
В каждом зале, помимо самих костюмов, можно рассмотреть эскизы к ним. Наброски Бориса Эрдмана разглядывать не менее интересно, чем наряды. Они выполнены достаточно подробно — можно сравнить идею и итоговый результат.
В этих костюмах актеры выходили на сцену более 700 раз
Завершается выставка коллекцией костюмов к спектаклю «Три толстяка» 1961 года. Лев Батурин придумал эти наряды, которые больше похожи на цирковые — яркие, блестящие, немного утрированные. Во время спектакля артисты активно двигались на сцене и совершали акробатические трюки, поэтому наряды должны были быть не только красивыми, но удобными. Костюм Суок похож на гимнастический купальник, но нежный розовый цвет и вышивка блестками напоминают, что в первую очередь «Три толстяка» — сказка.
— Спектакль пользовался огромным успехов и был показан более 700 раз. Юрию Олеше удалось написать по-настоящему сказочную историю, хоть и с налетом советской идеологии. Зрителям очень нравились цирковая, веселая атмосфера и яркие костюмы.
Кстати, создатель нарядов, Лев Батурин, работал не только во МХАТе. Он был первым главным художником театра «Современник», в музее которого также сохранились его работы.
После того, как спектакли сошли со сцены, эти наряды никогда не показывали широкой публике. Конечно, в век интернета можно познакомиться со многими постановками по архивным видео и фото. Но все это не сможет передать всю яркость и красоту костюмов. Продуманные до мелочей детали, невероятные цвета, уникальные силуэты — все это большой труд авторов, которые по сей день являются примером для современных художников-оформителей. А теперь и у москвичей есть возможность приоткрыть кулису и прикоснуться к прекрасному.
Выставка продлится в Музее Константина Станиславского до 15 мая.