Cтепан Лапин: Творчество должно объединять
Актер театра и кино Степан Лапин, ставший известным зрителю после выхода на экраны передачи «Проще простого» на телеканале «Карусель», рассказал «МЦ» о своих новых творческих проектах.
Степан перебрался в Москву из Томска десять лет назад. По окончании Института театрального искусства стал много работать в театрах, сниматься в кино и на телевидении. А совсем недавно принял участие в крупнейшей ярмарке современного искусства Art Russia fair 2022 в Гостином Дворе.
— Степан, какими судьбами там оказались?
— Вместе с командой «ПерформБюро». В таком масштабном мероприятии участвовали впервые — все три дня у нас работал на ярмарке стенд, и мы представили перформанс о том, что такое искусство и созидание в современном мире и какие у каждого человека возникают эмоции при просмотре и создании одного и того же произведения искусства. Эмоции, вызванные у людей, — тоже часть искусства, а не только театр или картины.
— Кстати, что касается театрального искусства. Поздравляю вас с премьерой спектакля «Мертвые души», которая состоялась недавно в Театре Романа Виктюка!
— Спасибо! Это вторая работа нашего нового художественного руководителя Дениса Азарова. В спектакле задействовано около сорока человек. Сам спектакль вывернут немножко наизнанку. Он не о самой знаменитой сделке, как в поэме у Николая Гоголя, а рассказывается история, что происходило до и после. Я играю Селифана — кучера главного героя произведения, бывшего коллежского советника, выдающего себя за помещика Павла Чичикова. Сложно было вжиться в роль? Тяжеловато, но интересно. Раньше подобных персонажей мне никто не предлагал. Обычно доставались герои разнохарактерные, но все — молодые и задорные. А сейчас я играю человека несчастного, сильно пьющего, тоскливого.
— Постановка имеет зрительский успех?
— Был полный зал. Премьеру пришли посмотреть люди взрослые и молодежь. Спектакль идет три часа, и в нем столько всего... Когда проходили первые прогоны в прошлом году, что-то не получалось. В итоге в каких-то сценах режиссер сделал перестановки — и все сложилось. А перед началом репетиций мы даже ездили в Нижегородскую область на неделю. Гостили в небольших деревнях, брали интервью у бабушек и молодых ребят, которые там живут. Спрашивали, счастливы ли они. Это был наш самый главный вопрос.
— И что вам отвечали?
— Разное. Кто-то говорил «я несчастен», кто-то сразу говорил «да, я, конечно, счастлив». Но самое интересное, когда люди рассуждали вслух. Был один молодой мужчина с очень сложной судьбой. Сначала он сказал «я несчастлив», а потом подумал и признался в том, что, когда у него родился ребенок, испытал абсолютное счастье. И через паузу вдруг добавил: «Но он умер через три часа. Все это время я был счастлив». Таких историй, к большому сожалению, очень много.
— Чем вы заняты сейчас?
— Продолжаю играть в спектаклях Театра Виктюка и в Театре Наций в «Стилягах». Еще меня утвердили на участие в двух спектаклях, но пока все заморожено. Точно так же и в кино. Еще придумываю разные проекты — авторские и вместе с командой «ПерформБюро». Пытаемся понять, какие нас ждут новые реалии и как в них будет происходить в том числе и театральная деятельность.
— Но в любом случае творчество не должно страдать...
— Конечно. Оно обязано стремиться к тому, чтобы быть над всем. Творчество — это язык объединения. Все художники, композиторы, литераторы своим искусством пытаются объединить народ вне зависимости от культуры, мировоззрения, политических взглядов и места жительства. Люди, которые сидят в театре или находятся на выставке и смотрят на одну и ту же картину, могут быть кем угодно, но все они объединены какой-то общей идеей.
— А как поживает телепередача «Проще простого»?
— Планируются съемки в конце апреля — начале мая. Стать ведущим этой программы было непросто. Ведь мне надо было объяснить мальчишкам, как за несколько минут смастерить что-нибудь полезное. Со временем для ребят — участников передачи — я стал другом и наставником.
— Расскажите, а что вас связывает с центром Москвы?
— Одно время я снимал комнату в Столешниковом переулке. Недавно мимо него проходил, нахлынули воспоминания. Вообще, будучи студентом, я сменил несколько «мест обитания». Жил даже в доме Марины Цветаевой, потом на Красных Воротах. Вообще в центре очень удобно. В любое время суток можно быстро доехать до дома и есть где погулять. Обожаю это делать, открываю для себя новые красивые места.
— Любимые среди них есть?
— Больше всего нравится проводить время в районе Бульварного кольца. Там нет сильного движения и достаточно много зелени. И через каждые 15 минут — станции метро. Если вдруг надо куда-то резко сорваться — никаких проблем с этим не возникнет.
— Предпочитаете по Москве перемещаться на метро?
— Из-за пробок чаще всего да. А летом — на мотоцикле, который приобрел лишь год назад, хотя права имею уже давно. Колесить на мотоцикле прикольно. Единственное, дождь всегда вносит свои коррективы. Езжу я обычно по каким-то делам, а не просто катаюсь. Предпочитаю совмещать приятное с полезным. Это у меня еще с детства.
СПРАВКА
Степан Лапин родился 17 ноября 1995 года в Томске. Окончил Институт театрального искусства, актерский факультет. С 2014 года — актер Театра Романа Виктюка. На счету Лапина 25 ролей в кино и 25 — в театре. Работал в Творческой мастерской Натальи Гончаровой педагогом по сценической речи и движению. Лауреат всероссийских конкурсов «Кинотаврик» и «Открытая Европа». Победитель международных конкурсов.