Целый мир исторических танцев
В Доме культуры «Стимул» до 20 августа проходит XIV ежегодный Международный фестиваль исторического танца. Посмотреть, как профессионалы из разных уголков России исполняют лиричный вальс, плавный фокстрот и страстное танго, отправилась и «МЦ».
Мужчины аккуратно натягивают белые перчатки и поправляют бабочки. Дамы обмахиваются яркими веерами и расправляют пышные платья. Звучат первые аккорды, и спустя секунду в зале вовсю кружатся пары. Шуршат подолы юбок, стучат каблучки по паркету. В танцующий круг, смеясь, вбегают новые пары.
В перерывах дамы, собравшись небольшим кружком, ведут светские беседы и переводят дух, а мужчины, стоя в стороне, о чем-то с жаром спорят, активно жестикулируя. Но стоит музыкантам вновь прикоснуться к инструментам, как танцоры забывают обо всем и вновь собираются в центре зала, исполняя очередной танец. Нет, это не описание исторического фильма. Это — первый бал Международного фестиваля исторического танца.
— Танцоры почти из 30 городов России собрались в этом году, — рассказывает организатор фестиваля Элана Аносова. — Первый бал решили сделать расслабляющим и настраивающим на легкий, немного игривый лад, поэтому выбрали тему «модерн».
Когда говорят об исторических танцах, то предполагается, что это будут всякие вальсы-мазурки, а модерн — это более поздняя эпоха, где дети этих людей, которые танцевали эти вальсы-мазурки, устали от танцев своих родителей и перешли к чему-то новому.
Снова девушка в ярком платье выходит в центр зала и объявляет следующий танец — танго со сменой партнера.
Пары, затаив дыхание, готовятся к началу. Удобно устроившись в уголке, собираюсь понаблюдать за танцем издалека, но меня затягивают в общий круг. Пытаюсь объяснить, что не умею танцевать, но уже поздно. Партнер галантно подсказывает движения, и я, чудом не наступив никому на ноги, успешно выполняю несколько па и, эффектно развернувшись, меняюсь местами с другой участницей. Незаметно втянувшись в процесс, я уже и не замечаю, как начинаю импровизировать. Ноги сами повторяют схему танца, руки все увереннее держатся за кавалеров, а в глазах начинает блестеть азартный огонек.
— Драматизм должен зашкаливать, — говорит Элана.
Танго вскоре сменил вальс, а вальс — фокстрот. А после него — многими любимый «хулиганский» ламбетвок. Это американский танец уличных банд 20-х годов с хлопками и восклицаниями.
К такому нужно быть подготовленным! После ламбетвока — долгожданный перерыв. С непривычки от танцевального марафона приятно гудят икры.
— Я открыла для себя исторические танцы года четыре назад. Это и музыка красивая, и образы, и интересные люди, которые разделяют твои увлечения, и дворцы, и особняки. В общем, целый мир, который не скучно открывать каждый раз, — рассказывает участница Наталья Демина.
Ее партнер, Андрей Заваруев, разделяет мнение партнерши: — Мы участвуем не первый год, Наталья раньше даже отпуск брала, чтобы не пропускать все мастер-классы.
Модерн особенно нравится паре — ведь тут можно танцевать свою схему с партнером, не боясь нарушить общий рисунок.
— Или просто следовать за партнером, — добавляет Наталья.
Танцы захватили, как стихия — и к ней нужно быть готовой. Поэтому заказываю себе подходящее платье, туфли и, разучивая основные движения, жду следующего бала. Уж там я точно ни одного танца не пропущу!
КСТАТИ
За время фестиваля, который проходит уже почти неделю, участникам провели мастер-классы по хореографии, прочитали лекции о культуре XIX века. Не обошлось и без показательных выступлений профессионалов от Ялты до Иркутска.