Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Дата дня: 100 лет автомобильному заводу «ЗИЛ»

ЗИЛ-130 в Афганистане. Фото: Википедия
ЗИЛ-130 в Афганистане. Фото: Википедия
ЗИЛ-130 в Афганистане. Фото: Википедия
ЗИЛ-130 в Афганистане. Фото: Википедия

2 августа 1916 года было основано Автомобильное московское общество – старейшая советская автомобильная компания. Наибольшую известность предприятие получило под именем автомобильного завода имени Лихачева («ЗИЛ»). В разные годы завод выпускал грузовые и легковые автомобили, специальную технику, бронетранспортеры, вездеходы, поисково-спасательные комплексы, автобусы и такси.

Завод основан в Москве в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. Из-за нехватки средств в первые годы предприятие осуществляло только «отверточную» сборку грузовиков из частей, поступавших из Италии, до 1923 года – занималось ремонтом грузовиков и мотоциклов. С 1923 по 1925 год завод носил имя итальянского профсоюзного деятеля Пьетро Ферреро, убитого фашистами.

В 1924 году по правительственному заданию на заводе начинается выпуск первого советского грузовика АМО-Ф-15. В 1925 году предприятие было переименовано в 1-й государственный автомобильный завод, в 1927 году его директором был назначен Иван Лихачев. В 1930 году завод закупает у США лицензию на производство легендарного в будущем грузовика, который получил название ЗИС-5. Суточный объем выпуска ЗИС-5 превышал 60 единиц. В 1953 году завод строит автомобильное предприятие в Китае, который по сей день остается лидером китайской автомобильной индустрии.

С 1954 года под руководством Виталия Грачева созданное при заводе конструкторское бюро разрабатывает десятки экспериментальных конструкций автомобилей, вездеходов и бронетехники, некоторые из которых не имели аналогов в мире. С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150. В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130, получившего новый двигатель мощностью 150 лошадиных сил, гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трехместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Особенностью стал дизайн грузовика, разработанный дизайнерами ЗИЛ, который только начал появляться на американском рынке.

В 1976 году завод попал в ловушку. Гордость завода, ЗИЛ-130, морально устарел. После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Модель дошла до конвейера только к моменту распада Советского Союза.

В 2004 году компания АМО ЗИЛ приняла участие в создании в латвийском городе Елгава завода AMO Plant. В 2009 году было достигнуто соглашение с Белоруссией по сборке на мощностях ЗИЛа грузовиков МАЗ и тракторов Беларус в объеме до 500 единиц в год для нужд городского хозяйства Москвы.

В конце 2012 власти Москвы приняли решение передать площади завода под технопарк и строительство жилых зданий, сохранив производство на южной площадке завода площадью 50 гектаров (что составляет примерно шестую часть территории предприятия). К 2020 году планируется снести три четверти нынешних заводских построек, часть зданий сохранят в декоративных целях и переоборудуют в музей и выставочный центр.

КСТАТИ

О самых известных моделях завода «ЗИЛ» читайте в материале сайта газеты «Южные горизонты».

Новости партнеров