Декорации меняются, слова остаются
В конце сентября 1973 года на экраны вышла легендарная комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Большую часть фильма снимали в нашем округе, прибегая к некоторым трюкам, чтобы показать всю его красоту.
История про инженера Шурика, который изобрел машину времени и устроил неразбериху, поменяв управдома на царя, известна уже нескольким поколениям зрителей. Но по- мимо десятков крылатых выра- жений и любимых шуток фильм отлично сохранил для нас виды Москвы 1970-х. Главная достопримечательность, связанная с лентой, — это дом Шурика, который располагался по адресу: Новокузнецкая улица, дом 13, строение 1, в районе Замоскворечье. Из-за причудливой волнистой формы
в народе его прозвали «пьяным домом».
— Здесь снимали большинство уличных сцен, — отмечает киновед Филипп Фрихтер. — Но сама же квартира Шурика была выстроена в павильонах «Мосфильма».
«Пьяный дом» можно рассмотреть в разных сценах: в начале фильма, когда Шурик и Бунша идут возле подъезда на заднем дворе. Управдом же в конце сцены пытается стереть надпись «дурак» с трансформаторной будки. Но его старания тщетны, ведь эту надпись заботливо обновляют и по сей день, на том же самом месте. Передний фасад здания с его необычными изгибами хорошо можно рассмотреть во время сцены, когда царь Иван Грозный выходит на балкон и к нему почти сразу же пристают «старушка» и «смерд».
— Когда герои ругаются на царя, мы действительно видим балконы дома на Новокузнецкой. И чтобы показать ту самую «лепоту», Гайдай прибегнул к магии кино, — рассказывает киновед.
Сначала в кадре мы можем ви- деть храм Климента около станции метро «Третьяковская». Его действительно видно из дома молодого инженера. Но тут же взгляд царя падает на Новоарбат- ский мост, начало Кутузовского проспекта, гостиницу «Украина» и здание штаб-квартиры Совета экономической взаимопомощи. А они находятся совсем с другой стороны округа.
— Красивые виды для услады царских глаз сняли с дома на проспекте Калинина, который сейчас называется Новым Арбатом. Скорее всего, камеру подня- ли на крышу дома 26, — говорит Филипп Фрихтер.
Эксперт также добавляет, что, возможно, такое решение было принято для того, чтобы создать впечатление, будто Шурик живет на одной из самых современных улиц Москвы. Чтобы усилить контраст с Москвой Ивана Грозного. По той же причине мог быть выбран и модернистский дом на Новокузнецкой.
К этому же дому, кстати, подъезжают машины милиции и скорой помощи в кульминации фильма. Однако для этого они проделывают очень неочевидный путь.
— Милиция выезжает от здания гостиницы «Союз» на Университетском проспекте, а скорая помощь — от 17-го подъезда телецентра «Останкино», — подчеркивает киновед. — А дальше машина милиции начинает мчаться совсем странным маршрутом. Сначала она едет по Поварской улице, откуда выезжает на тот самый проспект Калинина. Потом каким-то образом оказывается на Бородинском мосту на западе округа. А потом наконец добирается до дома Шурика на Новокузнецкой.
Странный крюк, который ни- как не могли выполнить торо- пящиеся на выезд милиционеры, был сделан, чтобы показать красоты столицы. А благодаря магии кино кажется, что машина едет самым быстрым маршрутом и почти мгновенно оказывается на месте. Кстати, во всех сценах у подъезда дома на Новокузнецкой в кадре хорошо видна часовня храма Святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой Слободе. Она находится там и по сей день, все в том же виде. А вот сам дом инженера изменился. Все балконы закрылись пластиковыми окна- ми, на месте магазина с радио- товарами выросла пристройка с продуктовыми. А на месте знаменитой телефонной будки, в которой героиня Натальи Кустинской сказала свою знаменитую фразу «Алло, Галочка, ты сейчас умрешь!», разбили красивую клумбу.
Съемки «Ивана Васильевича...» не обошлись и без разных интересных историй. Например, знаменитую фразу «За чей счет этот банкет?» Бунша произносит не просто так.
— Дело в том, что Леонид Гайдай хотел снять всю трапезу с нату- ральной едой, без бутафории. А денег в бюджете фильма на такие изыски не было. Тогда он и проспонсировал банкет и купил осетра, поросенка и даже икру заморскую — баклажанную. На все это ушло около 200 рублей, — добавляет киновед. А футуристическую машину вре- мени для фильма создал художник, скульптор по дереву Вячеслав Почечуев. За работу он получил 40 рублей. А в справке из бухгалтерии скромно написали: «Деньги выданы за изобретение машины времени».
У фильма есть и небольшая короткометражная версия, которую собрали из не вошедших в основную ленту сцен. Она называется «Черные перчатки» и посвящена Жоржу Милославскому. Наибольший интерес вызывает ее конец, когда мо- шенник переодевается в сани- тара и сбегает. Нам показывают кадры, как довольный Милославский сбегает от милиции на речном трамвайчике. Отличная, кстати, возможность посмотреть, как они выглядели 51 год назад. А великого жулика в итоге все-таки ловят.