Опрос

1 октября 2007 года состоялась церемония передачи Дома Пашкова Российской государственной библиотеке. Знаете ли Вы, кем было спроектировано здание?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Декорации меняются, слова остаются

Обновленная надпись «дурак» на трансформаторной будке рядом с домом 13, строение 1, на Новокузнецкой улице. Машин стало явно больше, чем полвека назад. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Обновленная надпись «дурак» на трансформаторной будке рядом с домом 13, строение 1, на Новокузнецкой улице. Машин стало явно больше, чем полвека назад. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Обновленная надпись «дурак» на трансформаторной будке рядом с домом 13, строение 1, на Новокузнецкой улице. Машин стало явно больше, чем полвека назад. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Обновленная надпись «дурак» на трансформаторной будке рядом с домом 13, строение 1, на Новокузнецкой улице. Машин стало явно больше, чем полвека назад. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

В конце сентября 1973 года на экраны вышла легендарная комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Большую часть фильма снимали в нашем округе, прибегая к некоторым трюкам, чтобы показать всю его красоту.

История про инженера Шурика, который изобрел машину времени и устроил неразбериху, поменяв управдома на царя, известна уже нескольким поколениям зрителей. Но по- мимо десятков крылатых выра- жений и любимых шуток фильм отлично сохранил для нас виды Москвы 1970-х. Главная достопримечательность, связанная с лентой, — это дом Шурика, который располагался по адресу: Новокузнецкая улица, дом 13, строение 1, в районе Замоскворечье. Из-за причудливой волнистой формы
в народе его прозвали «пьяным домом».

— Здесь снимали большинство уличных сцен, — отмечает киновед Филипп Фрихтер. — Но сама же квартира Шурика была выстроена в павильонах «Мосфильма».

«Пьяный дом» можно рассмотреть в разных сценах: в начале фильма, когда Шурик и Бунша идут возле подъезда на заднем дворе. Управдом же в конце сцены пытается стереть надпись «дурак» с трансформаторной будки. Но его старания тщетны, ведь эту надпись заботливо обновляют и по сей день, на том же самом месте. Передний фасад здания с его необычными изгибами хорошо можно рассмотреть во время сцены, когда царь Иван Грозный выходит на балкон и к нему почти сразу же пристают «старушка» и «смерд».

— Когда герои ругаются на царя, мы действительно видим балконы дома на Новокузнецкой. И чтобы показать ту самую «лепоту», Гайдай прибегнул к магии кино, — рассказывает киновед.

Сначала в кадре мы можем ви- деть храм Климента около станции метро «Третьяковская». Его действительно видно из дома молодого инженера. Но тут же взгляд царя падает на Новоарбат- ский мост, начало Кутузовского проспекта, гостиницу «Украина» и здание штаб-квартиры Совета экономической взаимопомощи. А они находятся совсем с другой стороны округа.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» с оригинальной надписью на трансформаторной будке
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» с оригинальной надписью на трансформаторной будке

— Красивые виды для услады царских глаз сняли с дома на проспекте Калинина, который сейчас называется Новым Арбатом. Скорее всего, камеру подня- ли на крышу дома 26, — говорит Филипп Фрихтер.

Эксперт также добавляет, что, возможно, такое решение было принято для того, чтобы создать впечатление, будто Шурик живет на одной из самых современных улиц Москвы. Чтобы усилить контраст с Москвой Ивана Грозного. По той же причине мог быть выбран и модернистский дом на Новокузнецкой.

К этому же дому, кстати, подъезжают машины милиции и скорой помощи в кульминации фильма. Однако для этого они проделывают очень неочевидный путь.

— Милиция выезжает от здания гостиницы «Союз» на Университетском проспекте, а скорая помощь — от 17-го подъезда телецентра «Останкино», — подчеркивает киновед. — А дальше машина милиции начинает мчаться совсем странным маршрутом. Сначала она едет по Поварской улице, откуда выезжает на тот самый проспект Калинина. Потом каким-то образом оказывается на Бородинском мосту на западе округа. А потом наконец добирается до дома Шурика на Новокузнецкой.

Странный крюк, который ни- как не могли выполнить торо- пящиеся на выезд милиционеры, был сделан, чтобы показать красоты столицы. А благодаря магии кино кажется, что машина едет самым быстрым маршрутом и почти мгновенно оказывается на месте. Кстати, во всех сценах у подъезда дома на Новокузнецкой в кадре хорошо видна часовня храма Святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой Слободе. Она находится там и по сей день, все в том же виде. А вот сам дом инженера изменился. Все балконы закрылись пластиковыми окна- ми, на месте магазина с радио- товарами выросла пристройка с продуктовыми. А на месте знаменитой телефонной будки, в которой героиня Натальи Кустинской сказала свою знаменитую фразу «Алло, Галочка, ты сейчас умрешь!», разбили красивую клумбу.

Съемки «Ивана Васильевича…» не обошлись и без разных интересных историй. Например, знаменитую фразу «За чей счет этот банкет?» Бунша произносит не просто так.

— Дело в том, что Леонид Гайдай хотел снять всю трапезу с нату- ральной едой, без бутафории. А денег в бюджете фильма на такие изыски не было. Тогда он и проспонсировал банкет и купил осетра, поросенка и даже икру заморскую — баклажанную. На все это ушло около 200 рублей, — добавляет киновед. А футуристическую машину вре- мени для фильма создал художник, скульптор по дереву Вячеслав Почечуев. За работу он получил 40 рублей. А в справке из бухгалтерии скромно написали: «Деньги выданы за изобретение машины времени».

У фильма есть и небольшая короткометражная версия, которую собрали из не вошедших в основную ленту сцен. Она называется «Черные перчатки» и посвящена Жоржу Милославскому. Наибольший интерес вызывает ее конец, когда мо- шенник переодевается в сани- тара и сбегает. Нам показывают кадры, как довольный Милославский сбегает от милиции на речном трамвайчике. Отличная, кстати, возможность посмотреть, как они выглядели 51 год назад. А великого жулика в итоге все-таки ловят.

Новости партнеров