Манекены с театральными костюмами. Одежда выполнена в духе XIX века. Фото: Ирина Кошелева

Дела бессмертные твои в памяти русской: открытие выставки в честь 255-летия со дня рождения Александра Грибоедова

Манекены с театральными костюмами. Одежда выполнена в духе XIX века. Фото: Ирина Кошелева
Манекены с театральными костюмами. Одежда выполнена в духе XIX века. Фото: Ирина Кошелева

Большинство из нас еще со времен школы слышали о писателе Александре Грибоедове. Хотя уроки литературы зачастую и навевали тоску, многие смогут связать имя драматурга с комедией «Горе от ума». Пожалуй, на этом базовая информация об Александре Грибоедове и заканчивается. Но что если попробовать узнать этого великого писателя с другой стороны? И сделать это не только на основе школьных знаний, но и изучив воспоминания композиторов, общественных деятелей и поэтов его времени? С этой целью корреспондент газеты «Москва.Центр» отправилась в музей имени Александра Пушкина на выставку, посвященную 225-летию со дня рождения Александра Грибоедова.

Казалось бы, при чем тут Пушкин?

Провести экскурсию вызвалась автор экспозиции и  старший научный сотрудник выставочного отдела учреждения Светлана Белехова. Одним из первых вопросов к ней: «А почему выставка, посвященная Грибоедову, появилась именно в этом музее?».

В первом зале разместили картины архитектуры и людей, связанных с жизнь и творчеством Александра Гриибоедова. Фото: Ирина Кошелева
В первом зале разместили картины архитектуры и людей, связанных с жизнь и творчеством Александра Гриибоедова. Фото: Ирина Кошелева

— Дело в том, что кураторы стараются рассказать гостям о людях, которые были известны во времена Александра Пушкина и непосредственно взаимодействовали с ним. Так, в прошлом году в стенах музея выставляли экспонаты, посвященные баснописцу Ивану Крылову, — поделилась Светлана Белехова.

Выставку «Грибоедовская Москва» поделили на три тематических зала. При входе в первый, сразу обращаешь внимание на стену с памятными для писателя датами. Тут живописные и графические картины из фонда музея иллюстрируют такие моменты биографии Грибоедова, как его рождение в Москве, службу на Кавказе, работу в Коллегии иностранных дел в Петербурге. Именно там он познакомился с Александром Пушкиным.

Здесь же поместили надпись, созданную для надгробия Грибоедова его женой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Грибоедовская Москва в лицах

На выставке можно увидеть гравюры французского художника Жерара Делабарта. Именно он изобразил гулянье на Новинском бульваре, где находился дом Грибоедовых. Его окна выходили на площадь, где в канун Пасхи собиралось множество москвичей разных сословий. На бульвар приезжали артисты театра и цирка. Там устанавливали качели и карусели, а местная аристократия негласно соревновалась за звание лучшей кареты.

Одно из первых изданий пьесы «Горе от ума». Тут же представлены рукописные тексты. Фото: Ирина Кошелева
Одно из первых изданий пьесы «Горе от ума». Тут же представлены рукописные тексты. Фото: Ирина Кошелева

 

— Александр Пушкин когда-то отметил, что в Грибоедове все было привлекательно: и добродушие, и острый ум, и его человеческие слабости. За счет этих черт и своего таланта писатель имел большой круг знакомых и друзей, — рассказала Светлана Белехова.

Так, на выставке можно увидеть портреты Владимира Одоевского и Вильгельма Кюхельбекера — учредителей литературного альманаха «Мнемозина». В свою очередь Грибоедов стал одним из спонсоров и авторов этого издательства.

Еще тут представлен портрет композитора Михаила Вильегорского. По легенде именно он нашел первые рукописи пьесы «Горе от ума» и поспособствовал завоеванию популярности комедии среди московских жителей. Первые издания тоже можно увидеть в этом зале.

Светлана Белехова отметила, что печатный вариант «Горе от ума» вышел уже после смерти автора. При жизни Грибоедова были популярны так называемые «списки» — рукописное копирование текстов в личный альбом. Этим занимались те, кому не был доступен персональный печатный вариант пьесы.

Карты, деньги, два стола

Второй зал экспозиции посвятили непосредственно комедии «Горе от ума». В произведении показаны многие исторические моменты из жизни московской знати XIX века. Самому Грибоедову были не особо интересны светские балы и обеды. Однако зимой 1823-1824 годов писатель часто посещал подобные мероприятия с целью набрать материал для будущей работы.

Игральный стол, выполненные в духе XIX века. Фото: Ирина Кошелева
Игральный стол, выполненные в духе XIX века. Фото: Ирина Кошелева

В противоположных углах зала расставили два стола — обеденный и игральный. Как объяснила Светлана Белехова, в московских гостиных мебель располагалась островками, чтобы разные группы гостей могли спокойно пообщаться на свои темы.

— Карты тут тоже неслучайно — именно в них играли не только на обычных светских вечерах, но и на собраниях элитных Английских клубов. В последний было тяжело попасть, поскольку кандидату нужно было иметь безупречную репутацию в обществе, — рассказала Светлана Белихова.

Среди картин, посвященных видам Москвы, в «Горе от ума» особое внимание уделено Кузнецкому Мосту. Со времен Екатерины II это была одна из самых модных и дорогих улиц. На Кузнецком Мосту размещали свои магазины приезжие французы, немцы и итальянцы, которые продавали московской аристократии одежду и аксессуары.

При входе в зал в глаза сразу бросаются манекены с театральными костюмами. Одежда выполнена в духе XIX века. Она попала в музей с постановки режиссера Олега Меньшикова. Еще на стенах зала висят портреты актеров

Современные иллюстрации к комедии «Горе от ума». Фото: Ирина Кошелева
Современные иллюстрации к комедии «Горе от ума». Фото: Ирина Кошелева

Михаила Щепкина и Павла Мочалова. Именно они приняли участие в первой полноценной постановке «Горе от ума». Говорят, Грибоедов лично консультировал Щепкина по поводу роли Фамусова.

Увидеть ожившую пьесу

Визитной карточкой третьего зала выставки стал экран до потолка, на котором транслируются отрывки из фильма по пьесе 1952 года.

Здесь же на стенах можно увидеть фотографии построек, сохранившихся со времен Грибоедова до наших дней. Еще в зале разместили несколько цитат, посвященных творчеству писателя. Так, например, литератор Иван Гончаров видел в «Горе от ума» точный портрет Москвы тех времен. Напротив, поэт Петр Вяземский призывал читателей «перестать искать» столицу в произведении.

Для тех же, кто внимательно изучил выставку, предлагается пройти викторину на интерактивном экране.

«Грибоедовской Москвой» можно назвать архитектуру столицы XIX века, оживленные улицы, массовые праздничные гуляния и светские вечера. А еще это и люди, которые окружали писателя: влиятельные литераторы, верившие в талант Грибоедова, и любящая его жена, и музыканты, и актеры. Глазами каждого из них можно познакомиться с жизнью писателя.

Новости партнеров