Дела семейные: Художница продолжила профессиональный путь своих родных
Екатерина Лаврентьева — кандидат искусствоведения, художник-иллюстратор, член творческого Содружества иллюстраторов детской книги «Волшебная пила», преподаватель Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова и правнучка известного советского художника и фотографа Александра Родченко. В библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева в Красносельском районе она постоянный гость — здесь она регулярно проводит творческие мастер-классы для детей.
Екатерина родилась в творческой семье, и с детства знала, чем будет заниматься в жизни. Ее дедушка Николай Лаврентьев был художественным редактором, фотографом, в объектив которого попали известные личности эпохи — Арсений Тарковский, Анастасия Цветаева, Виктор Шкловский, Александр Твардовский. Со своей супругой Варварой Родченко он познакомился в Московском полиграфическом институте.
Отец Екатерины — Александр Лаврентьев, искусствовед, дизайнер-график, проректор по науке и преподаватель в Строгановке. Мама — Ирина Преснецова, художник-иллюстратор. Родители учились в одной группе Строгановки, а после ее окончания работали во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики. Творчество мамы оказало огромное влияние на Екатерину в детстве.
— Мама часто работала дома, и я видела, как из клочков бумаги, тканей, проволоки создаются произведения искусства, — вспоминает художница. — Для меня это было на грани волшебства! Она всегда вкладывала в свои работы особый смысл. Например, однажды был заказ на серию светильников. Мама создала "кувшин со светом": словно в сосуд налит свет. Она считала, что светильник — вместилище света. Получилась очень интересная конструкция.
Книжный иллюстратор
С конца 80-х годов мама Ирина начала иллюстрировать книги. И когда юную Екатерину спросили при поступлении Строгановку, чем она хочет заниматься в будущем, та не раздумывая ответила: хочу быть связана с книгами.
— Я всегда хотела превращать что-то простое в сложное и необычное, как моя мама, — рассказывает Екатерина Лаврентьева. - В 1994 году я поступила в академию на кафедру коммуникативного дизайна.
После Строгановки у Екатерины появилась возможность набраться практического опыта в детском литературном журнале «Кукумбер», который издавался с 2000 по 2012 годы.
— Работа в издании была организована очень правильно. Все художники учились друг у друга, было много экспериментов с текстами и иллюстрациями, — вспоминает Екатерина. — Мне давали разные материалы и сроки, приходилось пробовать новые техники, фантазировать. Кстати, авторы, которые там печатались, стали известными писателями, сейчас издают свои книги. А для меня работа в "Кукумбере" стала отличным опытом.
Мама также начала привлекать Екатерину к работе книжного иллюстратора.
— Первым моим автором был Джефри Чосер, - рассказывает Лаврентьева. - У нас было задание повторить стиль средневековых изданий: книга должна была стать повторением рукописного манускрипта. Мама делала иллюстрации, я — буквицы.
Требовательная, но не строгая
Сегодня Екатерина продолжает работать над созданием иллюстраций - к детской литературе. Ее последняя работа — картины к книге Давида Гроссмана «Дуэль»: Екатерина разработала обложку, которую напечатают в цвете, и черно-белые иллюстрации.
— Первым делом я читаю книгу, затем в голове всплывают образы, - поясняет Екатерина. - Я начинаю понимать, в какой технике лучше работать — коллаж, пастель, карандаш. Есть авторы, с которыми я давно сотрудничаю, и наше видение о том, какие должны быть иллюстрации к тексту, полностью совпадают.
А еще Екатерина преподает в Строгановке.
— На третьем курсе бакалавриата я читаю лекции по истории графического дизайна, — рассказывает она. — Графический дизайн — это такая профессия, в которой сочетается множество сфер визуального творчества. Поэтому я рассказываю своим студентам об искусстве и даже социологии, ведь это все очень взаимосвязано.
В Строгановке по-прежнему работает и папа Екатерины, ведет курс фотографики: учит студентов композиции кадра, истории фотографии, особенностям стилей ХХ века.
— Когда на проектных дисциплинах педагоги дают задания, связанные с фотографикой, я вижу, что у студентов пробелов в теме нет. Александр Николаевич хорошо объясняет материал, — смеется Екатерина.
Во время учебы не обходится без практических заданий. Лаврентьева считает себя требовательным, но не строгим педагогом. Важнее, говорит Екатерина, чтобы ее слова подтолкнули студентов думать и рассуждать.
— Так приятно, когда магистры подходят ко мне, рассказывают о своих проектах, задают вопросы, просят помощи — это лучшая награда для педагога, — улыбается она.
Призвание - педагог
Не так давно Екатерина начала проводить творческие мастер-классы для детей. Наряду с художественным талантом, у нее явно есть еще один - педагогический. Кстати, оба ребенка Лаврентьевой - дочке Александре 17 лет, сыну Николаю 16, - собираются идти по стопам мамы-художницы. Николай планирует связать свою жизнь с предметным дизайном, собирается стать дизайнером транспортных средств. А вот Саша уже стала членом Содружества "Волшебная пила", рисовала иллюстрации к рассказам Юрия Коваля, и конечно же собирается поступать в Строгановку.
Мечта Лаврентьевой — поработать в паре с дочерью.
— Когда есть человек, с которым ты мыслишь и чувствуешь одинаково — это отличный повод для совместного творчества, — уверена Екатерина. — Пока я не знаю, что мы можем создать вместе, но мне очень хочется нашего профессионального партнерства.
Пока же она учит ребят помладше работать с иллюстрациями. Занятия часто проходят в библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева в Красносельском районе.
— Это хорошая традиция, которая позволяет детям лучше понимать творчество. Мы показываем ребятам картинки к книгам и объясняем, в какой технике они созданы, — рассказывает Екатерина. — Это учит ребенка внимательнее относиться к литературе и осознанно смотреть на иллюстрации.
На занятия собираются ребята 7-12 лет со всего района. Лаврентьева не только рассказывает о традиционных методах иллюстрирования, но и предлагает детям самим попробовать интересные методы работы с возникающими при чтении книги образами: ведь образ можно нарисовать линиями, штрихами или точками - с помощью угля, карандаша, чернил, пастели, или изобразить гуашью, акварелью, маслом, акрилом. А еще сделать аппликацию – работу из прикреплённых к основе кусочков ткани, бумаги и других материалов, или коллаж – изображения из фрагментов газет, фотографий, журналов, обоев.
- Если экспонат сделан в технике коллажа, я предлагаю детям повторить этот образ, поработать с разными типами бумаги, с фактурами, и объединить фрагменты в единое собственное произведение, - рассказывает Екатерина.