Опрос

19 июля 1980 года в Москве прошло открытие XXII Олимпийских игр на стадионе имени Ленина в Лужниках. А Вы знаете, какую массу имел главный символ игр — медвежонок Мишка?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Дело великого режиссера

9 февраля. Актер театра и кино Роман Фомин провел экскурсию по закулисью Театра имени Владимира Маяковского, посвященную Всеволоду Мейерхольду. Фото: Наталья Шатохина
9 февраля. Актер театра и кино Роман Фомин провел экскурсию по закулисью Театра имени Владимира Маяковского, посвященную Всеволоду Мейерхольду. Фото: Наталья Шатохина
9 февраля. Актер театра и кино Роман Фомин провел экскурсию по закулисью Театра имени Владимира Маяковского, посвященную Всеволоду Мейерхольду. Фото: Наталья Шатохина
9 февраля. Актер театра и кино Роман Фомин провел экскурсию по закулисью Театра имени Владимира Маяковского, посвященную Всеволоду Мейерхольду. Фото: Наталья Шатохина

9 февраля исполнилось 150 лет со дня рождения известного российского режиссера, актера и первого художественного руководителя Московского академического театра имени Владимира Маяковского (тогда он назывался Театр Революции) Всеволода Мейерхольда. В честь этого события в театре прошла экскурсия по закулисью

Провел ее актер Театра Маяковского Роман Фомин. Он служит здесь с 2007 года. И за это время хорошо познакомился с его историей и тайными тропами. В главном холле у партера уже собралась группа. Через несколько часов в театре состоится спектакль. Поэтому у нас появилась уникальная возможность проследить за его подготовкой. По коридорам бегают артисты, повторяя текст и входя в образы, на сцене устанавливают декорации. И в этой рабочей атмосфере начинается экскурсия по важным для Всеволода Мейерхольда местам театра. Известный актер и режиссер был художественным руководителем Театра Маяковского, а тогда еще Театра Революции, всего два года — с 1922-го по 1924-й. Но за это время смог создать сильную труппу и дал вектор развития для театра, которому до сих пор следуют актеры.

— Мейерхольд спорил со своим учителем Константином Станиславским, в постановках которого он играл, — рассказывает Роман Фомин, пока мы поднимаемся по извилистым лестницам. — Если в системе Станиславского все должно идти изнутри, то Мейерхольд говорил, что не надо слишком сильно переживать. Важна внешняя часть. Внешняя энергия и импульс, который ты передаешь зрителю. Выражение эмоций, а не их переживание.

Пока шел рассказ, мы поднялись на самый верхний ярус. Лестницы к нему ведут округлые, как бы обнимающие театр. К ним есть отдельный вход с улицы — чтобы обладатели дешевых билетов не смогли попасть в партер во время представления. С верхнего яруса открывается замечательный вид на сцену. Внизу все сиденья закрыты чехлами, чтобы рабочие не испачкали их во время монтажа декораций. Здание театра будто замерло в ожидании вечерних гостей.

— Мейерхольд поставил на нашей сцене два спектакля: «Доходное мес то» по пьесе Островского и «Озеро Люль» по пьесе его знакомого Алексея Файко, — говорит Роман.

К сожалению, многие подробности постановок Всеволода Мейерхольда дошли до нас исключительно через устные источники. В 1939 году он был арестован за троцкизм: из-за спектакля «Ночь», в котором одним из персонажей и был Лев Троцкий.

— Еще во время работы над «Ночью» мастер говорил, что недобрая эта пьеса. Но закончил работу, — отметил Роман Фомин. 2 февраля 1940 года Всеволод Мейерхольд был расстрелян. Лишь в 1950-х годах стало известно, что он захоронен в братской могиле № 1 на Новом Донском кладбище. Все материалы, связанные с Мейерхольдом, тщательно уничтожались. Но оставил он после себя и крупное материальное наследие. Еще при жизни им было реконструировано здание на пересечении Тверской и Садово-Триумфальной улиц. Тут и расположился Гостеатр имени Всеволода Мейерхольда (ТиМ). Сейчас в этом здании располагается Концертный зал имени П. И. Чайковского. Всю последнюю часть жизни мастер работал в этом здании, в театре имени себя. Сохранилось мало снимков мастера, но на одном из них он запечатлен за работой с гениями своего времени: композитором Дмитрием Шостаковичем и художником Александром Родченко. И несомненно, имя Мейерхольда стоит в одном ряду с этими мастерами. Его идеи, как, например, объединить сцену и зрительный зал в одно пространство, нашли воплощение в одном из спектаклей Театра Маяковского, который бережно хранит традиции своего первого художественного руководителя.

СПРАВКА

Уже в начале XIX века на территории современного Театра имени Маяковского выступали артисты. В конце века в здании разместился театр «Парадиз», который сдавался в аренду разным антрепренерам. Долгое время он назывался «Интернациональный», так как здесь гастролировали иностранные и петербургские труппы. 1 мая 1899 года в театре прошел закрытый спектакль «Чайка» для единственного зрителя — автора пьесы Антона Чехова. После революции выступали артисты Театра революционной сатиры. 26 июня 1922 года его расформировали и создали на его основе Театр Революции. Руководителем и худруком назначили Всеволода Мейерхольда.

Новости партнеров