Дело всей жизни
Работа по созданию бомбардировщиков, радиолокаторов и амбициозного проекта «Газолет», более 130 прыжков с парашютом и 200 часов погружения с аквалангом — все это жизнь Вячеслава Петровича Зайцева из Мещанского района. В конце января ему исполнилось 90 лет. В канун юбилея корреспондент «МЦ» пообщался с Вячеславом Зайцевым, который поведал о самых ярких моментах жизни.
В квартирке неподалеку от Екатерининского парка все говорит о профессии Вячеслава Зайцева. На стеллаже лежат всевозможные дипломы, памятные награды, которые он получил за годы своей трудовой деятельности. Даже часы в гостиной сделаны в виде вертолета. А на прикроватной тумбочке — альбом с фотографиями, которые он периодически просматривает вместе с женой Валентиной и внучкой Татьяной... Родился Вячеслав Зайцев в довоенной России, поэтому о детстве у него остались только самые хорошие воспоминания.
— Раньше жили маленькими, закрытыми двориками, весело и беззаботно. Рядом была конюшня, мы иногда ходили смотреть, как там катались верхом, — вспоминает Вячеслав Петрович.
Его отец работал в Народном комиссариате боеприпасов на Мясницкой улице, а мама — в Союзпечати. Правда, после рождения дочери она с головой посвятила себя детям и семье. В ноябре 1941 года их эвакуировали в Челябинск. Но в 1942-м семья вернулась обратно в Москву.
Вячеслав Зайцев был очень интересующимся ребенком, любил узнавать что-то новое.
— Я часто ходил в Дом пионеров Москворецкого района (сегодня он носит название Замоскворечье. — «МЦ»). Посетил там практически все кружки: радиотехнический, шахматный, по фотографии... Но особое впечатление на меня произвел авиационный, — отмечает он. — После 7-го класса решил поступать в Московский авиационный строительный техникум.
В это же время на авиационном заводе № 23 в Филях сформировали новое опытное конструкторское бюро. Его руководителем стал Владимир Мясищев.
— Тогда он был деканом первого факультета Московского авиационного института, и меня приобщили к работе над новым бомбардировщиком М-4 (3М), — говорит юбиляр.
Его определили в группу разработки крыла. Американцы стали конструировать бомбардировщик B-52, а наши — Ту-95 и М-4.
— У нас была задача опередить их в создании бомбардировщика, — говорит Зайцев. — Все готовились к возможной новой войне. Спустя два года я уже был инженером-конструктором и за это время успел поучаствовать в создании целого ряда самолетов. Параллельно я учился на дневном отделении в Московском авиационном институте, который окончил в 1958 году, а затем я перешел в конструкторское бюро под руководством Гедалия Кунявского. Там мы занимались созданием бортовых радиолокаторов «Орел» и «Сокол»...
Такой послужной список не мог остаться в стороне. И Вячеслава Петровича пригласили в Центральный аэрогидродинамический институт, где родилась идея главного проекта его жизни — «Газолета».
— Все началось с исследований по созданию самолета, который летал бы на водороде. Но проект закрыли, потому что технологии не позволяли реализовать его. Однако я продолжил собственные исследования газомоторного топлива. Я решил, что вертолет Ми-8Т подойдет благодаря съемным бакам. В 1987 году под Москвой прошли проверки экспериментального Ми-8ТГ, один из двигателей которого работал на пропан-бутане, — говорит москвич.
Испытания показали, что при переходе на газовое топливо некоторые характеристики даже улучшаются при эксплуатации в пониженных температурах.
— В отличие от солярки жидкий газ при температуре в минус 50 имеет такую же вязкость, как керосин в плюс 60, — отмечает он. — «Газолет» — мой главный проект. Если его все же удастся реализовать, я буду очень рад.
Но небо никогда не переставало манить Вячеслава Петровича. За его спиной — 136 прыжков с парашютом.
— Недалеко от работы был тир. Возле него стояла девушка, которая объясняла ребятам устройство парашюта. Я спросил: «Как это — прыгать с парашютом?», и она пригласила меня на аэродром в Тушино, — говорит он. — Свой первый в жизни полет я совершил в день восемнадцатилетия, а мой первый прыжок случился уже через два дня.
Но и на этом он не остановился. Вячеслав Петрович получил звание «инструктор-легководолаз» и совершил более 200 часов подводных погружений.
— Также вместе с супругой мы ходили в походы на байдарках. А еще вместе прошли через два перевала от Алма-Аты до озера Иссык-Куль, — говорит Зайцев. В 2013 году их с женой удостоили торжественной росписи в книге почетных юбиляров Москвы в честь золотой свадьбы.
Сейчас Вячеслав Зайцев находится в постоянном поиске единомышленников, которые помогут ему реализовать «Газолет». Даже если на это уйдет еще 90 лет.
СПРАВКА
Зайцев Вячеслав Петрович родился 28 января 1933 года. Участвовал в создании самолетов М-4, 2М, 3М, М-50 и М-52 и крылатой ракеты 40. С 1963 года работал в Центральном аэрогидродинамическом институте. Участвовал в работах по созданию космического самолета «Буран». Общий стаж работы — более 70 лет, в ЦАГИ — свыше 50 лет. Награжден почетной грамотой Авиационно-космического агентства, а также медалями «В честь 100-летия В. И. Ленина», «Ветеран труда», «Во имя жизни на Земле», «За высокие инновационные достижения», «За верность авиации» и «За вклад в развитие газового дела в России». Действительный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского. Есть двое детей — дочь и сын.