День бесстрашных летчиков России
Так совпало, что 24 сентября в разные годы происходили важные события в сфере отечественной авиации. В этот день в 1916 году летчик Константин Арцеулов сумел выйти из штопора, и это не было счастливой случайностью. Пилот смог перевести свой практический опыт в теорию, на которую в дальнейшем стали опираться другие летчики. Сегодня «штопор» — фигура высшего пилотажа. Ровно через 22 года, 24 сентября 1938 года состоялся первый беспосадочный полет женского экипажа Москва — Дальний Восток. Сегодня газета «Москва. Центр» предлагает узнать детали этих значимых событий.
Штопор — это ситуация, когда летчик из-за ошибки или технической неполадки теряет контроль над самолетом. Машина начинает снижаться по спирали небольшого радиуса, при этом положение самолета может быть различным. В начале XX века ни один летчик не умел выходить из штопора. Потеря контроля над управлением заканчивалась трагически.
Впервые вывести самолет из штопора получилось у британского авиатора Уилфреда Парка. В августе 1912 года он, не отдавая себе отчета в собственных действиях, смог вернуть контроль над машиной. Однако это событие так и осталось счастливой случайностью. И только наш соотечественник Константин Арцеулов теоретически просчитал пути выхода из штопора и превратил удачу в закономерность.
Любовь к авиации начала зарождаться у Константина Арцеулова, когда он пошел учиться в летную школу и одновременно стал работать на авиационном заводе в Санкт-Петербурге. В эти годы он страстно увлекся планеризмом. Начинающий пилот сам собирал планеры, разрабатывал новые конструкции и испытывал их. После получения диплома он стал инструктором в Севастопольском аэроклубе.
Затем началась Первая мировая война. Константин Арцеулов пошел служить кавалеристом, командовал взводом и дослужился до звания прапорщика. Но его манило небо, и в 1915 году он успешно сдал экзамены на военного летчика. За время войны пилот совершил примерно 200 разведывательных полетов, провел 18 воздушных боев и стал начальником отделения по подготовке летчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации.
Он прекрасно видел, как много пилотов гибнут от того, что они теряют управление самолетом и попадают в штопор. Константин Арцеулов поставил себе задачу найти решение этой проблемы. 24 сентября 1916 года он специально ввел самолет «Ньюпор-XXI» в штопор и смог вернуть контроль над машиной, избежав катастрофы. Чтобы удостовериться в том, что произошедшее не счастливое стечение обстоятельств, он тут же несколько раз повторил свои действия. На следующий день пилот предложил начальству Севастопольской авиашколы подготовить учебный курс, на котором летчики обучались бы выполнению маневра.
Умение выходить из штопора давало хорошее преимущество в воздушном бою нашим соотечественникам и спасло множество жизней. Сегодня эту фигуру высшего пилотажа отрабатывают на винтовых машинах во всех авиационных учебных заведениях. На реактивных истребителях такой маневр в России запрещен из соображений безопасности.
Интересно, что Константин Арцеулов приходился внуком художнику Ивану Айвазовскому. От знаменитого деда летчику передались любовь к живописи и творческие способности. Он работал как график и книжный иллюстратор.
24—25 сентября 1938 года командир Валентина Гризодубова, второй пилот Полина Осипенко и штурман Марина Раскова на самолете АНТ-37 «Родина» установили женский мировой рекорд по дальности полета. Экипаж совершил беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток протяженностью свыше шести тысяч километров. На это им потребовалось 26 часов 29 минут.
Вылет состоялся со Щелковского аэродрома 24 сентября в 08:12 утра. Полету сопутствовали неблагоприятные погодные условия: небо застилали густые облака, которые ухудшали видимость. Пилотам приходилось ориентироваться лишь на показания приборов. Затем произошла еще одна неприятность: у машины обледенел винт. При этом сажать самолет было нельзя — рекорд бы не засчитали. Чтобы освободить винт, пилотам пришлось разогнать самолет на максимальную скорость.
На этом злоключения девушек не прекратились. После того как экипаж пролетел Урал, потерялась связь с землей. Облака все так же густо заслоняли обзор, в итоге летчицы сбились с маршрута и оказались над Охотским морем. Там на их удачу облака рассеялись, девушки сумели сориентироваться и поняли, что придется лететь назад. В районе Амуро-Амгуньского междуречья начало заканчиваться топливо. До ближайшей посадочной площадки было далеко. Командир Валентина Гризодубова решила посадить самолет без шасси. Она приказала Марине Расковой катапультироваться, так как девушка сидела в носовой части самолета — на самом опасном месте.
Посадка была совершена 25 сентября, однако никто не знал, где приземлились летчицы. Связи с пунктом управления полетами не было. Девушек нашли только 3 октября, все это время они питались сухим пайком. Спасенный экипаж доставили в Москву, где их наградили званиями Героев Советского Союза. Они первыми из женщин получили такую награду в нашей стране.
В честь отважных летчиц были выпущены почтовые марки СССР, а их именами назвали улицы и населенные пункты страны. Улица Гризодубовой есть в 15 городах России. Село Керби в Хабаровском крае было переименовано в село Полины Осипенко. Имя Марины Расковой носят улицы во многих российских городах.
Интересно, что в 1939 году был снят цветной мультипликационный фильм «Таежные друзья», посвященный женскому экипажу.