Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

День бесстрашных летчиков России

День бесстрашных летчиков России. Фото: "Вечерняя Москва"
День бесстрашных летчиков России. Фото: «Вечерняя Москва»
День бесстрашных летчиков России. Фото: «Вечерняя Москва»
День бесстрашных летчиков России. Фото: «Вечерняя Москва»

Так совпало, что 24 сентября в разные годы происходили важные события в сфере отечественной авиации. В этот день в 1916 году летчик Константин Арцеулов сумел выйти из штопора, и это не было счастливой случайностью. Пилот смог перевести свой практический опыт в теорию, на которую в дальнейшем стали опираться другие летчики. Сегодня «штопор» — фигура высшего пилотажа. Ровно через 22 года, 24 сентября 1938 года состоялся первый беспосадочный полет женского экипажа Москва — Дальний Восток. Сегодня газета «Москва. Центр» предлагает узнать детали этих значимых событий.

Штопор — это ситуация, когда летчик из-за ошибки или технической неполадки теряет контроль над самолетом. Машина начинает снижаться по спирали небольшого радиуса, при этом положение самолета может быть различным. В начале XX века ни один летчик не умел выходить из штопора. Потеря контроля над управлением заканчивалась трагически.

В начале XX века ни один летчик не умел выходить из штопора. Фото: скриншот youtube
В начале XX века ни один летчик не умел выходить из штопора. Фото: скриншот youtube

Впервые вывести самолет из штопора получилось у британского авиатора Уилфреда Парка. В августе 1912 года он, не отдавая себе отчета в собственных действиях, смог вернуть контроль над машиной. Однако это событие так и осталось счастливой случайностью. И только наш соотечественник Константин Арцеулов теоретически просчитал пути выхода из штопора и превратил удачу в закономерность.

Константин Арцеулов теоретически просчитал пути выхода из штопора. Фото: скриншот youtube
Константин Арцеулов теоретически просчитал пути выхода из штопора. Фото: скриншот youtube

Любовь к авиации начала зарождаться у Константина Арцеулова, когда он пошел учиться в летную школу и одновременно стал работать на авиационном заводе в Санкт-Петербурге. В эти годы он страстно увлекся планеризмом. Начинающий пилот сам собирал планеры, разрабатывал новые конструкции и испытывал их. После получения диплома он стал инструктором в Севастопольском аэроклубе.

Начинающий пилот сам собирал планеры. Фото: скриншот youtube
Начинающий пилот сам собирал планеры. Фото: скриншот youtube

Затем началась Первая мировая война. Константин Арцеулов пошел служить кавалеристом, командовал взводом и дослужился до звания прапорщика. Но его манило небо, и в 1915 году он успешно сдал экзамены на военного летчика. За время войны пилот совершил примерно 200 разведывательных полетов, провел 18 воздушных боев и стал начальником отделения по подготовке летчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации.

Константин Арцеулов совершил примерно 200 разведывательных полетов, провел 18 воздушных боев. Фото: скриншот youtube
Константин Арцеулов совершил примерно 200 разведывательных полетов, провел 18 воздушных боев. Фото: скриншот youtube

Он прекрасно видел, как много пилотов гибнут от того, что они теряют управление самолетом и попадают в штопор. Константин Арцеулов поставил себе задачу найти решение этой проблемы. 24 сентября 1916 года он специально ввел самолет «Ньюпор-XXI» в штопор и смог вернуть контроль над машиной, избежав катастрофы. Чтобы удостовериться в том, что произошедшее не счастливое стечение обстоятельств, он тут же несколько раз повторил свои действия. На следующий день пилот предложил начальству Севастопольской авиашколы подготовить учебный курс, на котором летчики обучались бы выполнению маневра.

Cамолет в штопоре. Фото: скриншот youtube
Cамолет в штопоре. Фото: скриншот youtube

Умение выходить из штопора давало хорошее преимущество в воздушном бою нашим соотечественникам и спасло множество жизней. Сегодня эту фигуру высшего пилотажа отрабатывают на винтовых машинах во всех авиационных учебных заведениях. На реактивных истребителях такой маневр в России запрещен из соображений безопасности.

Интересно, что Константин Арцеулов приходился внуком художнику Ивану Айвазовскому. От знаменитого деда летчику передались любовь к живописи и творческие способности. Он работал как график и книжный иллюстратор.

Самолет на взлетной площадке. Фото: скриншот youtube
Самолет на взлетной площадке. Фото: скриншот youtube

24—25 сентября 1938 года командир Валентина Гризодубова, второй пилот Полина Осипенко и штурман Марина Раскова на самолете АНТ-37 «Родина» установили женский мировой рекорд по дальности полета. Экипаж совершил беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток протяженностью свыше шести тысяч километров. На это им потребовалось 26 часов 29 минут.

Экипаж самолета АНТ-37 «Родина». Фото: скриншот youtube
Экипаж самолета АНТ-37 «Родина». Фото: скриншот youtube

Вылет состоялся со Щелковского аэродрома 24 сентября в 08:12 утра. Полету сопутствовали неблагоприятные погодные условия: небо застилали густые облака, которые ухудшали видимость. Пилотам приходилось ориентироваться лишь на показания приборов. Затем произошла еще одна неприятность: у машины обледенел винт. При этом сажать самолет было нельзя — рекорд бы не засчитали. Чтобы освободить винт, пилотам пришлось разогнать самолет на максимальную скорость.

Cамолет АНТ-37 «Родина». Фото: скриншот youtube
Cамолет АНТ-37 «Родина». Фото: скриншот youtube

На этом злоключения девушек не прекратились. После того как экипаж пролетел Урал, потерялась связь с землей. Облака все так же густо заслоняли обзор, в итоге летчицы сбились с маршрута и оказались над Охотским морем. Там на их удачу облака рассеялись, девушки сумели сориентироваться и поняли, что придется лететь назад. В районе Амуро-Амгуньского междуречья начало заканчиваться топливо. До ближайшей посадочной площадки было далеко. Командир Валентина Гризодубова решила посадить самолет без шасси. Она приказала Марине Расковой катапультироваться, так как девушка сидела в носовой части самолета — на самом опасном месте.

Архивный кадр. Фото: скриншот youtube
Архивный кадр. Фото: скриншот youtube

Посадка была совершена 25 сентября, однако никто не знал, где приземлились летчицы. Связи с пунктом управления полетами не было. Девушек нашли только 3 октября, все это время они питались сухим пайком. Спасенный экипаж доставили в Москву, где их наградили званиями Героев Советского Союза. Они первыми из женщин получили такую награду в нашей стране.

Никто не знал, где приземлились летчицы. Фото: скриншот youtube
Никто не знал, где приземлились летчицы. Фото: скриншот youtube

В честь отважных летчиц были выпущены почтовые марки СССР, а их именами назвали улицы и населенные пункты страны. Улица Гризодубовой есть в 15 городах России. Село Керби в Хабаровском крае было переименовано в село Полины Осипенко. Имя Марины Расковой носят улицы во многих российских городах.

Интересно, что в 1939 году был снят цветной мультипликационный фильм «Таежные друзья», посвященный женскому экипажу.

Новости партнеров