Опрос

В этом году День молодежи в России отметят 29 июня. А Вы знаете, в каком году впервые прошел этот праздник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Деньги требуют осторожного обращения

13 февраля 2016 года. Специалисты советуют: получая деньги в банкомате или делая перевод, надо быть очень внимательными и не показывать банковскую карту чужим, как москвича Елена Панина
13 февраля 2016 года. Специалисты советуют: получая деньги в банкомате или делая перевод, надо быть очень внимательными и не показывать банковскую карту чужим, как москвича Елена Панина
13 февраля 2016 года. Специалисты советуют: получая деньги в банкомате или делая перевод, надо быть очень внимательными и не показывать банковскую карту чужим, как москвича Елена Панина

На вопросы читателей отвечает начальник Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Ольга Полякова (на фото).

Ольга Полякова
Ольга Полякова

В редакцию газеты «Москва Центр» приходит немало писем от наших постоянных читателей, которые просят объяснить им, как правильно решать те или иные финансовые вопросы и как не попасть в финансовую ловушку. Мы попросили ответить на них начальника Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Ольгу Полякову.

Схемы финансового мошенничества с каждым годом становятся все изощреннее. Ситуации, о которых рассказывают наши читатели, довольно типичные. Кто-то потерял крупную сумму денег, снимая деньги через банкомат, кто-то неудачно оплатил покупку на сайте, кто-то попался на удочку микрофинансовых займов. Мы решили выбрать наиболее интересные и адресовать их специалисту.

Обойдитесь без посредников

В редакцию газеты обратился москвич Александр Ильин: «В прошлом году взял кредит в банке на 100 000 рублей, платил исправно, но недавно возникли финансовые трудности. Одна фирма предложила мне избавиться от долга за небольшую плату. Сомневаюсь, стоит ли пользоваться ее услугами».

— Вы совершенно правы, что сомневаетесь в перспективах сотрудничества с посредниками, предлагающими помощь в погашении долга. Сейчас снова набирает обороты разновидность недобросовестного финансового поведения — раздолжнительство. Действуют такие «посредники» различными способами. Например, некая фирма предлагает заемщику выкупить его долг. За свои услуги такой помощник просит вознаграждение, которое составляет обычно 20–30 процентов от суммы задолженности перед банком. Заемщик платит деньги фирме, думая, что заключил выгодную сделку и освободился от долга. Однако через несколько месяцев он узнает, что его кредит не погашен, уже начисляются штрафы, а «доброжелатель» скрылся вместе с его деньгами.

Некоторые посредники обещают, что договорятся с банком о рассрочке выплаты или даже о полном избавлении от кредита. Заемщик, надеясь на благоприятный исход дела, перестает платить по кредиту, и у него возникает просрочка. Среди таких «посредников» встречаются и те, кто предлагает оформить новый кредит для погашения предыдущего. Естественно, с комиссией «добродетелю».

Нужно помнить, что в случае проблем с выплатами по кредиту сначала следует обратиться в банк, чтобы договориться о новых условиях погашения. Это может быть или увеличение срока выплаты кредита, или кредитные каникулы. Следует обосновать причину вашей просьбы, по возможности приложив документы, подтверждающие сложное финансовое положение.

Помочь в сложной ситуации может служба финансового омбудсмена — общественного примирителя на финансовом рынке. Он в доступной форме разъясняет заемщикам их права и обязанности.

Навязанная страховка

В редакцию газеты обратилась московская предпринимательница Валерия Борисова, которая два года назад оформляла кредит на автомобиль и была вынуждена застраховать свою жизнь. Она спросила, можно ли вернуть деньги за ненужную страховку.

— Банком России для таких случаев был введен период охлаждения, т.е. в течение этого периода покупатель полиса может расторгнуть заключенный договор.

Период охлаждения не может быть менее пяти рабочих дней и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования. Важно, что страховщик может указать в договоре и более длительный срок. Поскольку читательница заключала договор два года назад, то отказаться от данного полиса уже не получится. В течение периода охлаждения гражданин может решить, правильный ли выбор он сделал.

Пользуясь введенным периодом охлаждения, автомобилист может вернуть уплаченные раньше за полис деньги. Для этого нужно в течение пяти дней с момента подписания договора подать в страховую компанию заявление об отказе от договора добровольного страхования. В течение десяти рабочих дней со дня получения заявления страховая компания обязана вернуть премию: наличными или на счет в банке по вашему выбору. Если договор страхования не вступил в силу, то страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме. Если же договор уже начал действовать, то страховщик может удержать часть премии, пропорциональную количеству дней, прошедших с начала действия договора страхования.

Сайты банков могут быть поддельными

Медсестра Ирина Ежова обратилась с вопросом: «Как отличить настоящий сайт интернет-банка от поддельного?»

— Мошенники все активнее используют поддельные интернет-сайты. Так, они создают копию интернет-представительства существующей кредитной организации. Сайт может иметь схожий с оригиналом дизайн, почти такое же название — все это вводит в заблуждение не очень внимательного посетителя. Ссылки на поддельные интернет-страницы распространяются в электронных письмах, через соцсети, популярные сайты. Если пользователь введет на «липовом» сайте персональные данные, информацию о банковской карте, номер телефона, то мошенники получат доступ к его средствам.

Чтобы не попасть в сети мошенников, следует соблюдать правила безопасности. При подключении к банковскому серверу или иной веб-странице, на которой вводятся конфиденциальные сведения, надо убедиться, что адрес, отображаемый в браузере, правильный. Если адрес сайта состоит из случайного набора знаков или выглядит подозрительно, следует прекратить сеанс.

Осторожнее с банкоматами

Виктория Арсеньева обратилась с таким вопросом: «Иногда в спешке приходится снимать деньги с карточки вне банковского офиса. Каким банкоматам можно доверять?»

— Перед тем как воспользоваться банкоматом, осмотрите его на предмет наличия дополнительных устройств. Существует опасность того, что мошенники могут скопировать данные вашей карты при помощи скимера — портативного сканера.

Это устройство выглядит как накладка на отверстие для приема карт. После копирования информации с карты мошенники изготавливают дубликат. ПИН-код к карте может считываться при помощи видеокамеры, установленной неподалеку, либо с помощью накладной клавиатуры, установленной на клавиатуру банкомата. Имея данные карты и ПИН-код, мошенники могут получить доступ к вашим деньгам.

При использовании банкомата и введении ПИН-кода можно прикрывать свободной рукой клавиатуру, следить, чтобы рядом не было посторонних «наблюдателей».

При возникновении трудностей необходимо связаться со своим банком по телефону, указанному на карте. А еще советую обязательно брать в банкомате чек. Его лучше сохранить — на случай разногласий с банком. Если вы, несмотря на все предосторожности, стали жертвой мошенников, следует обратиться в правоохранительные органы.

Внимательно читайте договор

Учительница Елена Федорова обратилась к нам с вопросом: «Что делать, если микрофинансовая организация нарушает мои права?»

— Вы можете обратиться в Банк России. В компетенции Банка России и его территориальных подразделений находятся вопросы, касающиеся его деятельности, деятельности кредитных организаций и иных участников финансового рынка, к числу которых относятся: профессиональные участники рынка ценных бумаг (в частности брокеры, дилеры, доверительные управляющие, депозитарии, центральные депозитарии, регистраторы); субъекты рынка коллективных инвестиций (негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, паевые и акционерные инвестиционные фонды); субъекты страхового дела; субъекты микрофинансирования (в частности микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды); бюро кредитных историй.

При составлении обращения в Банк России необходимо изложить суть проблемы и указать наименование участника финансового рынка, к деятельности которого есть претензии. По возможности приложите копии документов, аудио- и видеозаписи. Обращение в Банк России можно направить по почтовому адресу или факсу.

На сайте Банка России www.cbr.ru в разделе «Интернет-приемная» классификатор поможет выбрать тему обращения.

Многие проблемы возникают из-за невнимательности самих потребителей. Чтобы избежать недоразумений с банком или компанией — участником финансового рынка, надо детально ознакомиться с условиями договора перед его подписанием, а не после. Если же гражданин подписал договор, оспорить его впоследствии будет сложно, так как это основной документ, регулирующий правоотношения организации и клиента, а разногласия между ними решаются в суде.

Новости партнеров