Опрос

Памятник Александру Пушкину перенесли с Тверского бульвара на Страстную площадь, ныне Пушкинскую, 15 августа 1950 года. Знаете ли Вы, какое сооружение стояло на месте памятника?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Деревенская красавица

27 февраля. Реставратор АлексейСмирнов восстановил редкуюбалалайку. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
27 февраля. Реставратор АлексейСмирнов восстановил редкуюбалалайку. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
27 февраля. Реставратор АлексейСмирнов восстановил редкуюбалалайку. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
27 февраля. Реставратор АлексейСмирнов восстановил редкуюбалалайку. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В Российском национальном музее музыки отреставрировали балалайку, сделанную из березы, ели и палисандра и инкрустированную перламутром. Изготовил ее в 20-е годы прошлого столетия мастер В. М. Павлов.

У балалайки дека отделана кантом из продолговатых перламутровых и палисандровых элементов. Перламутровыми же точками украшен панцирь на деке и отмечены лады на грифе.

— Очень любопытный элемент мы можем обнаружить на головке данного инструмента, — поделился своими наблюдениями художник-реставратор щипковых инструментов Российского национального музея музыки Алексей Смирнов. — Здесь есть небольшая и очень детализированная перламутровая резная вставка: мы четко видим девушку, ее прическу, платье и руку, которой она аккуратно придерживает накидку. Реставратор отметил, что этот элемент декора балалайки мастер, скорее всего, вырезал не сам, а где-то нашел или приобрел. Алексей почти уверен, что Павлову досталось это украшение с какого-то другого музыкального инструмента. Мастер также рассказал, что подобными вставками головки балалаек декорировали преимущественно до революции. А для инструментов более позднего периода — довоенного времени — такое украшение считается уже необычным.

— До этой балалайки у меня долго руки не доходили, потому что она казалась мне слишком простой сама по себе. К тому же у нее и повреждений сильных не было: тут потерта, там обшарпана, в некоторых местах отсутствовали перламутровые вставки. В общем, вид у этого инструмента, конечно, не экспозиционный был, но состояние весьма хорошее. Благодаря этому процесс реставрации занял около месяца, — отметил Алексей.

Балалайка сделана из дерева, а этот материал по прошествии многих лет усыхает, из-за чего на корпусе могут появиться трещины или разойтись детали, которые в процессе реставрации нужно будет склеить заново. В случае с этим инструментом особое внимание пришлось уделить его головке, которая за годы чуть-чуть уменьшилась, и окантовка из перламутра отклеилась.

Инициировала реставрацию старший научный сотрудник Российского национального музея музыки Нина Милешина. По ее словам, балалаек, изготовленных в 1920–1930-е годы, у них в коллекции мало, потому что это был кризисный для создания музыкальных инструментов период. Именно поэтому каждый экземпляр, сделанный в те годы, представляет для музея большую ценность.

В процессе реставрации инструмента он понял, что у него интересная история. По словам мастера, у нас в стране есть две основные школы изготовления музыкальных инструментов: московская и петербургская. Данная балалайка была изготовлена московским мастером, но при этом, отметил Алексей Смирнов, сделана она в петербургско-ленинградской манере.

— Особенность балалайки работы мастера Павлова заключается в конструкции соединения грифа и корпуса. В данном случае использован дополнительный декоративно-крепежный элемент: скрепка-накладка, в обиходе называемая галстуком, характерная для более раннего периода изготовления балалаек в народной традиции. Этот элемент сохранялся в продукции ленинградской фабрики имени А. В. Луначарского до 1980-х годов. У современных балалаек, и солирующих, и оркестровых, всегда три струны, а на музейной их четыре. Это говорит об использовании данного инструмента в так называемом деревенском строе, — объясняет Алексей.

Оказывается, такая настройка инструмента обычно нужна для того, чтобы аккомпанировать частушкам, которые в России всегда очень любили.

— Так струны на балалайках располагали в деревнях, — уточнил Смирнов. — На сцене я видел когда-то исполнителей, которые использовали инструменты с «деревенским строем», но это единичные случаи.

КСТАТИ

Точная дата создания этой балалайки неизвестна. Инструмент был приобретен у частного лица. На этикетке, которая находится внутри корпуса, указаны только фамилия и инициалы мастера, а также его адрес. Но опытный взгляд реставратора смог вычислить, что инструмент был изготовлен именно в довоенный период 1920– 1930-х годов.

Новости партнеров