Опрос

В этом году в России Пасху отметят 5 мая. В странах мира есть разные традиции, присущие этому празднику. А Вы знаете, какой из этих фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Деревенская красавица

27 февраля. Реставратор АлексейСмирнов восстановил редкуюбалалайку. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
27 февраля. Реставратор АлексейСмирнов восстановил редкуюбалалайку. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
27 февраля. Реставратор АлексейСмирнов восстановил редкуюбалалайку. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
27 февраля. Реставратор АлексейСмирнов восстановил редкуюбалалайку. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В Российском национальном музее музыки отреставрировали балалайку, сделанную из березы, ели и палисандра и инкрустированную перламутром. Изготовил ее в 20-е годы прошлого столетия мастер В. М. Павлов.

У балалайки дека отделана кантом из продолговатых перламутровых и палисандровых элементов. Перламутровыми же точками украшен панцирь на деке и отмечены лады на грифе.

— Очень любопытный элемент мы можем обнаружить на головке данного инструмента, — поделился своими наблюдениями художник-реставратор щипковых инструментов Российского национального музея музыки Алексей Смирнов. — Здесь есть небольшая и очень детализированная перламутровая резная вставка: мы четко видим девушку, ее прическу, платье и руку, которой она аккуратно придерживает накидку. Реставратор отметил, что этот элемент декора балалайки мастер, скорее всего, вырезал не сам, а где-то нашел или приобрел. Алексей почти уверен, что Павлову досталось это украшение с какого-то другого музыкального инструмента. Мастер также рассказал, что подобными вставками головки балалаек декорировали преимущественно до революции. А для инструментов более позднего периода — довоенного времени — такое украшение считается уже необычным.

— До этой балалайки у меня долго руки не доходили, потому что она казалась мне слишком простой сама по себе. К тому же у нее и повреждений сильных не было: тут потерта, там обшарпана, в некоторых местах отсутствовали перламутровые вставки. В общем, вид у этого инструмента, конечно, не экспозиционный был, но состояние весьма хорошее. Благодаря этому процесс реставрации занял около месяца, — отметил Алексей.

Балалайка сделана из дерева, а этот материал по прошествии многих лет усыхает, из-за чего на корпусе могут появиться трещины или разойтись детали, которые в процессе реставрации нужно будет склеить заново. В случае с этим инструментом особое внимание пришлось уделить его головке, которая за годы чуть-чуть уменьшилась, и окантовка из перламутра отклеилась.

Инициировала реставрацию старший научный сотрудник Российского национального музея музыки Нина Милешина. По ее словам, балалаек, изготовленных в 1920–1930-е годы, у них в коллекции мало, потому что это был кризисный для создания музыкальных инструментов период. Именно поэтому каждый экземпляр, сделанный в те годы, представляет для музея большую ценность.

В процессе реставрации инструмента он понял, что у него интересная история. По словам мастера, у нас в стране есть две основные школы изготовления музыкальных инструментов: московская и петербургская. Данная балалайка была изготовлена московским мастером, но при этом, отметил Алексей Смирнов, сделана она в петербургско-ленинградской манере.

— Особенность балалайки работы мастера Павлова заключается в конструкции соединения грифа и корпуса. В данном случае использован дополнительный декоративно-крепежный элемент: скрепка-накладка, в обиходе называемая галстуком, характерная для более раннего периода изготовления балалаек в народной традиции. Этот элемент сохранялся в продукции ленинградской фабрики имени А. В. Луначарского до 1980-х годов. У современных балалаек, и солирующих, и оркестровых, всегда три струны, а на музейной их четыре. Это говорит об использовании данного инструмента в так называемом деревенском строе, — объясняет Алексей.

Оказывается, такая настройка инструмента обычно нужна для того, чтобы аккомпанировать частушкам, которые в России всегда очень любили.

— Так струны на балалайках располагали в деревнях, — уточнил Смирнов. — На сцене я видел когда-то исполнителей, которые использовали инструменты с «деревенским строем», но это единичные случаи.

КСТАТИ

Точная дата создания этой балалайки неизвестна. Инструмент был приобретен у частного лица. На этикетке, которая находится внутри корпуса, указаны только фамилия и инициалы мастера, а также его адрес. Но опытный взгляд реставратора смог вычислить, что инструмент был изготовлен именно в довоенный период 1920– 1930-х годов.

Новости партнеров