Диорама переносит зрителей на век назад
В конце марта в музее «Пресня» прошла презентация буклета-каталога «История в деталях», посвященного диораме «Героическая Пресня. 1905 год». Корреспонденту «МЦ» удалось заглянуть в машинное отделение диорамы и пообщаться с одним из ее авторов.
Музей «Пресня» входит в комплекс Музея современной истории России, который в этом году празднует столетие. Жемчужина экспозиции здания, расположенного в Большом Предтеченском переулке, — крупная диорама, посвященная декабрьскому восстанию 1905 года в районе. На создание монументальной работы у ее главного автора Ефима Дешалыта ушло пять лет! Он вместе с большой командой работал над ней с 1977 по 1982 год. Когда проходишь в зал и садишься в удобные кресла, замечаешь, как из художественного полотна будто «выбегают» объемные человеческие фигуры.
— Важно заранее определиться с перспективой, — отмечает соавтор диорамы Александр Сазонов. — Предметный план и живопись должны незаметно переходить друг в друга, чтобы зрители не видели эту грань.
Кстати, до середины 2000-х годов диораму просматривали исключительно стоя — как дань уважения революционерам, ведь посетители в основном были прямыми потомками людей, которых изобразил художник. Но вот свет гаснет, и запускается исторический сценарий. Звучит громкая музыка Баха и Бетховена. Суровый голос народного артиста СССР Михаила Ульянова начинает рассказывать о страшных событиях той зимы.
— В декабре 1905 года в Москве началось вооруженное восстание. На карту поставлено все будущее России: жизнь или смерть, свобода или рабство. Пресня превратилась в настоящую боевую крепость. Район стоял последним, целых девять дней. В итоге вооруженное восстание потерпело поражение, но героическая борьба московского пролетариата, особенно рабочих Пресни, навеки останется в памяти нашего народа.
Затем нас провели в святая святых — машинное отделение. Преодолеваем несколько крутых лестниц и смотрим на пролетарскую баррикаду с высоты. Весь свет и музыка контролируются компьютером. Поэтому пункт управления представляет собой двухметровый черный шкаф с множеством микросхем и огоньков. Но самое интересное ждет дальше — в невысоком тоннеле над диорамой. Здесь много софитов, дым-машин, динамиков. Они и создают магию. Но время спуститься с небес на землю. Проходя мимо диорамы, останавливаемся. Удивительно, как она погружает в свой мир. Будто находишься на баррикаде с разгневанными рабочими, на которых несутся солдаты, сзади разрываются артиллерийские снаряды. Вдали пылают Трехгорная мануфактура и фабрика Шмита. Вооруженные рабочие пересекают «горбатый» мост, минуя укрывшихся женщин, стариков и детей.
— Ефим Дешалыт создавал огромное количество набросков, прежде чем приступить к росписи основного полотна. Я руководил остальным коллективом авторов. Мы помогали натянуть полотно, создавали фигуры из разных материалов. Что-то лепили из пластилина, потом заливали гипсом. Одежду на кукол надевали настоящую. Деревья сделали из металла, — говорит Александр Сазонов.
Диораму можно рассматривать часами и так и не увидеть всего. Поможет в изучении старой Москвы, показанной в музее, буклет «История в деталях».
— Мы смотрим на историю через призму учебников, через большие события. Но история — это жизнь каждого из нас. И любое масштабное событие мира начинается с небольших деталей. Так получилось, что на Пресне происходили многие главные события прошлого века, которые меняли жизнь не только в Москве, но и во всем мире. Нам хочется, чтобы люди смотрели не только на общую историю, но и на мелкие детали, чему и посвящен наш труд, — отметил директор музея «Пресня» Юрий Быкадоров.
КСТАТИ
Диорама озвучена на четырех иностранных языках: английском, испанском, немецком и французском, чтобы иностранцы могли познакомиться с нашей историей.
ЦИФРА
208 квадратных метров — площадь полотна диорамы. На предметном плане размещено более 1000 фигур.