Опрос

1 октября 2007 года состоялась церемония передачи Дома Пашкова Российской государственной библиотеке. Знаете ли Вы, кем было спроектировано здание?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Диорама переносит зрителей на век назад

Директор музея «Пресня» Юрий Быкадоров (слева) и один из авторов диорамы Александр Сазонов на презентации. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Директор музея «Пресня» Юрий Быкадоров (слева) и один из авторов диорамы Александр Сазонов на презентации. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Директор музея «Пресня» Юрий Быкадоров (слева) и один из авторов диорамы Александр Сазонов на презентации. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Директор музея «Пресня» Юрий Быкадоров (слева) и один из авторов диорамы Александр Сазонов на презентации. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В конце марта в музее «Пресня» прошла презентация буклета-каталога «История в деталях», посвященного диораме «Героическая Пресня. 1905 год». Корреспонденту «МЦ» удалось заглянуть в машинное отделение диорамы и пообщаться с одним из ее авторов.

Музей «Пресня» входит в комплекс Музея современной истории России, который в этом году празднует столетие. Жемчужина экспозиции здания, расположенного в Большом Предтеченском переулке, — крупная диорама, посвященная декабрьскому восстанию 1905 года в районе. На создание монументальной работы у ее главного автора Ефима Дешалыта ушло пять лет! Он вместе с большой командой работал над ней с 1977 по 1982 год. Когда проходишь в зал и садишься в удобные кресла, замечаешь, как из художественного полотна будто «выбегают» объемные человеческие фигуры.

— Важно заранее определиться с перспективой, — отмечает соавтор диорамы Александр Сазонов. — Предметный план и живопись должны незаметно переходить друг в друга, чтобы зрители не видели эту грань.

Кстати, до середины 2000-х годов диораму просматривали исключительно стоя — как дань уважения революционерам, ведь посетители в основном были прямыми потомками людей, которых изобразил художник. Но вот свет гаснет, и запускается исторический сценарий. Звучит громкая музыка Баха и Бетховена. Суровый голос народного артиста СССР Михаила Ульянова начинает рассказывать о страшных событиях той зимы.

— В декабре 1905 года в Москве началось вооруженное восстание. На карту поставлено все будущее России: жизнь или смерть, свобода или рабство. Пресня превратилась в настоящую боевую крепость. Район стоял последним, целых девять дней. В итоге вооруженное восстание потерпело поражение, но героическая борьба московского пролетариата, особенно рабочих Пресни, навеки останется в памяти нашего народа.

Затем нас провели в святая святых — машинное отделение. Преодолеваем несколько крутых лестниц и смотрим на пролетарскую баррикаду с высоты. Весь свет и музыка контролируются компьютером. Поэтому пункт управления представляет собой двухметровый черный шкаф с множеством микросхем и огоньков. Но самое интересное ждет дальше — в невысоком тоннеле над диорамой. Здесь много софитов, дым-машин, динамиков. Они и создают магию. Но время спуститься с небес на землю. Проходя мимо диорамы, останавливаемся. Удивительно, как она погружает в свой мир. Будто находишься на баррикаде с разгневанными рабочими, на которых несутся солдаты, сзади разрываются артиллерийские снаряды. Вдали пылают Трехгорная мануфактура и фабрика Шмита. Вооруженные рабочие пересекают «горбатый» мост, минуя укрывшихся женщин, стариков и детей.

— Ефим Дешалыт создавал огромное количество набросков, прежде чем приступить к росписи основного полотна. Я руководил остальным коллективом авторов. Мы помогали натянуть полотно, создавали фигуры из разных материалов. Что-то лепили из пластилина, потом заливали гипсом. Одежду на кукол надевали настоящую. Деревья сделали из металла, — говорит Александр Сазонов.

Диораму можно рассматривать часами и так и не увидеть всего. Поможет в изучении старой Москвы, показанной в музее, буклет «История в деталях».

— Мы смотрим на историю через призму учебников, через большие события. Но история — это жизнь каждого из нас. И любое масштабное событие мира начинается с небольших деталей. Так получилось, что на Пресне происходили многие главные события прошлого века, которые меняли жизнь не только в Москве, но и во всем мире. Нам хочется, чтобы люди смотрели не только на общую историю, но и на мелкие детали, чему и посвящен наш труд, — отметил директор музея «Пресня» Юрий Быкадоров.

 

КСТАТИ

Диорама озвучена на четырех иностранных языках: английском, испанском, немецком и французском, чтобы иностранцы могли познакомиться с нашей историей.

ЦИФРА

208 квадратных метров — площадь полотна диорамы. На предметном плане размещено более 1000 фигур.

Новости партнеров