Дисней нам друг, но «Карусель» дороже
Три новых мультфильма снимают сейчас на студии «Союзмультфильм». Мы подсмотрели, как это делается.
Студия «Союзмультфильм» 10 июня отпраздновала 79-й день рождения. «МЦ» разузнала, как возвращается слава отечественным мультикам.
На Долгоруковской, 25, нас встретил режиссер и профессор ВГИКа Станислав Соколов и провел по павильонам, где проходят съемки «Гофманиады». Здесь живет Крошка Цахес по прозванию Циннобер — герой повести Гофмана.
— В 2001 году мы с художником Михаилом Шемякиным договорились сделать фильм по произведениям Гофмана, — Станислав Михайлович был обстоятелен. — Он начал рисовать эскизы и придумывать персонажей, мы с драматургом Виктором Славкиным написали сценарий.
В 2006 году был готов 20-минутный кукольный фильм-пилот, но лишь сейчас завершается работа над полнометражной 90-минутной «Гофманиадой». Параллельно американский режиссер Кевин МакНир снимает фильм о фильме «Гофманиада».
А вот святая святых для создателей мультиков — декорации к кукольному фильму. Сюда обычно посторонних не пускают.
— Ничего удивительного, — объясняет художник Наталья Варламова, подкрашивая кисточкой декорацию сада, — «Союзмультфильм» — это волшебное место, потому что здесь создаются волшебные миры.
Пусть у продюсеров голова болит
В соседнем пространстве идет работа в другой декорации — финальная сцена «Гофманиады» в оперном театре. В финале герои и сам Гофман выйдут на сцену на поклон. А пока на сцену прокрались мы. Интересно, что среди персонажей есть куклы, имеющие реальных прототипов. Вот помощник злодея виночерпий Гера — прототипом ему послужил однокашник Шемякина Герман Степанов.
Вот кукла Бюргер — это не кто иной, как поэт Александр Тимофеевский, автор слов песни «Пусть бегут неуклюже…», давний друг и автор « Союзмультфильма».
Четыре года назад, в год празднования своего 75-летнего юбилея, «Союзмультфильм» получил финансовую поддержку государства, и жизнь на студии снова забила ключом. Станислав Соколов вспоминал: — Унылые времена настали для «Союзмультфильма» в начале 90-х. Нашу кукольную студию, находившуюся в церкви на Арбате, выселили с помощью казаков. Тогда выходили одна-две картины в год. Сегодня снимается больше 20 картин. Тех, кто вырос во времена СССР, не может не порадовать новость о том, что «Союзмульт фильм» возобновил выпуск «Веселой карусели» .
Один из ее авторов художник Алексей Минченок и его жена Полина, тоже режиссер, снимают фильм « Морошка» — семиминутную историю про девочку и волка. Девочка прячет раненую зверюгу, кормит его блинами и кашей, после чего злой волк становится здоровым и добрым.
— Слушайте, но как «Морошка» пробьется к детям, которые смотрят нон-стоп сериалы Диснея, фильмы студии «Пиксар», шедевры японца Миядзаки? — уточняем у Алексея.
— «Морошка» и фильмы Диснея в разных весовых категориях. Студия Диснея делает коммерческое кино, а у нас кино авторское. Конечно, мы хотим, чтобы нашу историю увидело множество детей. Но это уже забота продюсеров студии, а не режиссеров и художников-аниматоров.
Новое поколение и кураж
Студии, где делают рисованную анимацию, не такие эффектные, как «кукольные». Место, где режиссер Роза Гиматдинова снимает проект «Белые медведи» по мотивам сказки Степана Писахова, — комната с компьютерами, похожая на офис. На столе перед художником Татьяной Киселевой мы видим стопку рисунков на кальке.
Но это белые медведи — герои 13-минутного фильма.
— Да, мы рисуем по старинке: на кальке! Потом рисунки сканируют, и они попадают в компьютер, — показала Татьяна. — Обязательно напишите: на нашем фильме «Белые медведи» работают студенты анимационного колледжа ВГИКа. У них кураж! Они горят на работе и успевают иногда даже больше, чем профессиональные аниматоры. Студенты впервые трудятся на студии в команде — для них это прекрасный опыт.
Узнав про новое поколение аниматоров, рвущихся в бой, мы со спокойной душой покидаем киностудию. Эти ребята впишут свою страницу в историю легенды по имени «Союзмультфильм». Рано торжествовать, господин Дисней!