Дмитрий Бертман: У столицы есть свой Бродвей — Большая Никитская
До 30 июля продлится прием заявок на участие в конкурсе грантов Президентского фонда культурных инициатив. В составе экспертного совета — художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.
В интервью «МЦ» театральный режиссер, народный артист России рассказал о своей творческой работе и любимых местах в городе.
— Дмитрий Александрович, вы все время в движении. Как удается найти баланс между постановками, работой в институте и общественной деятельностью?
— Свои трудовые будни я предпочитаю не делить на привычные понедельник–пятница и выходные. Дни словно перетекают один в другой, а за творческим процессом не всегда можно вспомнить, что на календаре сегодня: среда или четверг. Тем более мы работаем практически без перерывов, и каждый мой день начинается с сюрприза. Это может быть какое-то известие, удачи на репетициях — для меня самое любимое время в течение дня, душевная встреча с артистами театра, интересные ответы студентов в Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС) или бурное обсуждение какого-то вопроса на совете худруков столичных театров, где я председатель.
— У вас же проходят постановки и за границей...
— Да, много времени уделяем и зарубежным постановкам. В этом году они пройдут на сценах в Дюссельдорфе, Нюрнберге, Эстонии. Успевать все помогают талантливые люди.
— Дмитрий Александрович, но это всегда вопрос кадрового подбора. Для многих это проблема. Как находите таланты?
— Я их коллекционирую. Когда я уверен в людях, я могу делегировать многие вопросы. Моя дача — находить людей, которые талантливее меня. В этом мой секрет. За 30-летнюю историю театра я сформировал команду настоящих профессионалов.
— Какой сейчас штат у театра?
— В штате «Геликон-оперы» — 500 человек. Это немного для оперного театра: 120 человек в оркестре, 70 — в хоре, 50 — в труппе, а еще есть декораторы, бутафоры, костюмеры, гримеры. При этом административный состав в театре совсем небольшой.
— Почему небольшой?
— Это один из моих принципов в работе: ответственность должна быть на каждом конкретном человеке. Когда много людей отвечает за что-то одно, возникают проблемы с управлением.
— Были подобные примеры в работе ваших коллег?
— В свое время при формировании коллектива мне помог зарубежный опыт и пример Большого театра в советские годы, когда в руководстве был один директор и его два заместителя.
— Но ведь и управленцам отдыхать нужно. Как у вас с этим?
— Отдыхать от больших обязанностей порекомендовал бы на новых постановках. Такой принцип смены деятельности в свое время мне посоветовал известный дирижер Евгений Акулов. Секрет в том, что у меня счастливая работа — я занимаюсь тем, что мне нравится. В ней нет монотонности, чтобы от нее уставать.
— В театре жизнь кипит не только на сцене. У вас многие помещения как музеи, проходят выставки. Одна из известных — экспозиция главного архитектора столицыСергея Кузнецова. Как решились на такое сочетание — театр, сцена и галерея?
— Действительно, «Геликон-опера» становится площадкой для экспериментов не только на сцене. Театр становится галереей, устраивает пункт вакцинации от COVID-19, проводит лекции с ведущими медиками, постоянно открыт для студентов и людей с новыми идеями. Театр — это переход в другое пространство, которое начинается с первого приветствия охранника и контролера билетов. Дальше — только чудо!
— Какие районы столицы больше всего любите?
— Конечно, любимая — это Большая Никитская, 19, где находится наш театр. Он открылся почти шесть лет назад после сложнейшей реконструкции, благодаря которой усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых превратилась в современный театральный комплекс. По сохранившимся образцам XIX века отреставрированы интерьеры усадьбы. Воссоздан интерьер парадной лестницы с мраморными ступенями. А сцена зала оборудована по последнему слову техники: 26 подвижных платформ, перемещающийся в двух плоскостях круг, уникальные «танцующие» штанкеты, новейшее световое оборудование. В глубине сцены — шесть колоколов (самый большой весит 260 килограммов!), отлитых в Воронеже специально для театра.
У этой «постановки» есть много соавторов, но главный художественный руководитель — мэр Москвы Сергей Собянин. Именно он принимал решение о том, чтобы наш театр получил такой изумительный облик. Личное участие принимал и заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, приезжал на стройку, общался с инженерами и рабочими. Как-то раз мы пожаловались на проблемы с инженерными коммуникациями со стороны Калашного переулка. Глава комплекса городского хозяйства Петр Бирюков лично разрешил этот вопрос. Ценно, что Москва получила такую хорошую и слаженную команду неравнодушных к судьбе города людей.
— А вне театра?
— Люблю саму улицы Большую Никитскую. Посмотрите на нее: под ногами — ровная плитка, вокруг — цветы, фасады расчищены от рекламы, обновлены, над головой нет связок проводов, открыты ресторанчики. Создается полное ощущение европейского города. Мне весь этот район нравится. Он связан с культурой, пропитан необычайной энергетикой искусства. Рядом — дом Станиславского, квартира Неждановой, Московская консерватория, Театр Маяковского, неподалеку — МХТ, Театр имени Пушкина. Такой столичный Бродвей.
Сам я вырос в районах Сокол и Речной вокзал. Среди любимых мест вне театра назвал бы еще район Арбата и аэропорт Шереметьево, откуда можно улететь для новых открытий и постановок на зарубежных сценах.