Дом, который построил Федор Шехтель
Сейчас здесь, у памятного столба с отметкой «0» (нулевой километр), начинается самая длинная в мире железнодорожная магистраль, 9288 километров — от Москвы до Владивостока.
А когда-то, полтора века назад, на месте Ярославского вокзала стоял одноэтажный «пассажирский дом», от перрона которого два раза в день отправлялись пассажирские поезда в Сергиев Посад — всего каких-нибудь 65 верст от Москвы.
Идею удлинить дорогу, чтобы «соединить обильные дарами природы сибирские области» с центром России, выдвинул инженер Андрей Дельвиг.
Когда трассу протянули сначала до Ярославля, а потом до Архангельска, возникла потребность обновить вокзал. А проектировать его предприниматель и меценат Савва Мамонтов, владевший контрольным пакетом акций Московско-Ярославской железной дороги, поручил Федору Шехтелю.
По тем временам это был едва ли не самый востребованный в Москве архитектор. Громкую известность он приобрел после постройки на углу Спиридоновки и Малой Никитской особняка Степана Рябушинского (сейчас в этом доме Музей Максима Горького).
А вот мировая слава пришла к Шехтелю в Глазго, где проходила международная выставка. Там настоящую сенсацию произвели павильоны, сооруженные им в виде деревянных церквей и домов Русского Севера.
— Эти постройки мне милы более моих других произведений, — писал Федор Шехтель в 1903 году.
Вот и на Ярославском вокзале архитектор повторил полюбившийся ему прием — только здесь, в Москве, деревянные павильоны превратились в каменные башни. В нише над входом архитектор поместил рельефное изображение гербов трех крупнейших городов, связанных с Северной железной дорогой, — Москвы, Ярославля и Архангельска. 19 декабря 1904 года состоялся обряд освящения Ярославского вокзала. Перед гостями предстало необычное сооружение — в нем асимметричные башни в стиле русский модерн сочетались с элементами древнерусской архитектуры.