Опрос

1 октября 2007 года состоялась церемония передачи Дома Пашкова Российской государственной библиотеке. Знаете ли Вы, кем было спроектировано здание?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Дом, который стал самолетом, идет на взлет

jhv

Его построили в 1933 году для Всесоюзной строительной выставки. Он стал ее главным павильоном. Пять, десять, ну, пятнадцать лет от силы — такой срок ему был изначально отведен.

…Большие квадратные часы, «прикованные» к главному фасаду здания ржавой цепью, всегда показывают двенадцать. Как давно они здесь висят и когда остановились, точно не знает никто. Но стрелки даже не шелохнутся. И только бледные веточки сухой травы, «украшающей» козырек над главным входом, слегка покачиваются на ветру.

— Это все мы уберем, — Илья Машков, руководитель архитектурного бюро, взявшегося за сохранение памятника, решительно обводит рукой полукруглый вход и разворачивает чертеж. — По проекту 1930-х годов, к которому мы и будем возвращаться, здесь был открытый навес, опиравшийся на колонны. Одни из них утеряны, другие «зашиты» в стену.

Черная входная дверь открывается со скрипом, обнажая перед нами длинный довольно широкий коридор.

— Видите, сейчас здесь мрачные стены и какие-то кабинеты, а когда-то здесь также стояли колонны. Причем по косой оси, — водит красной ручкой по чертежу Машков. — Такая обратная перспектива была сделана для того, чтобы удлинить пространство. Сам главный корпус, по словам реставраторов, яркий образец смены архитектурных вкусов — от романтики конструктивизма до сталинского ампира. Выставочный комплекс с 1930 по 1937 год под руководством разных архитекторов, среди которых был и выдающий новатор Генрих Людвиг, и Станислав Лященко, помощник братьев Весниных, перестраивался четыре раза. Во внешнем облике центрального здания появились каннелюры, имитирующие убранства античных колонн, и знаменитый барельеф Сергея Меркулова, прославляющий достижения советской индустриализации.

Позже, в 1950-х годах, корпуса строительной выставки должны были разобрать. На их месте хотели построить детские сады. Но проект не осуществили. И в уцелевшем главном корпусе расположились научно-исследовательские институты. Под выцветшим линолеумом спрятаны брекчиевые полы. Однако от времени колотый камень раскрошился и поверхность пошла волнами.

— Дело в том, что дом построен на месте поймы, а фундамента у него нет, — говорит архитектор Илья Машков. — Грунтовые воды настолько все размыли, что здание «летит», в зависимости от времени года наклоняясь то в одну, то в другую сторону. Поэтому в первую очередь мы, конечно же, поставим дом на основательный фундамент.

А пока здание «пляшет», по стенам разрастаются трещины.

— Да, такие здания реставрировать намного сложнее, чем те, что простояли 150 лет, — признается Машков. — Последние строились на века. А это времянка, рассчитанная лет на 10, максимум 20.

Тем не менее архитекторы уверены в успехе проекта и планируют приступить к реставрационным работам к концу года.

Прямая речь

Елизавета Устинова, пресс-секретарь Департамента культурного наследия:

— В здании запланирован обширный комплекс ремонтно-реставрационных работ с укреплением фундамента. Облик исторического сооружения будет восстанавливаться по состоянию на 1938 год, с сохранением поздних ценных наслоений. В ходе реставрации также будет воссоздан барельеф — главное украшение фасада. Начало реставрации намечено на 2017 год.

Подробнее читайте в свежем номере газеты «Москва.Центр».

Новости партнеров