Дом между хлебом и зрелищами
В 40–50-е годы в столице были построены семь высотных зданий, которые по понятным причинам прозвали «сталинскими». Шесть из них находятся на территории современного Центрального округа, у каждой из шести — своя уникальная история. Как уникален и каждый из шести проектов этих зданий.
Высотка, где жили Галина Уланова и Марина Ладынина, Михаил Жаров и Александр Твардовский Высотка на Котельнической набережной — бесспорное украшение Москвы, памятник архитектуры. Официально ее построили в 1948–1952 годах. Но это не совсем так. Старожилы и москвоведы назовут вам другую дату начала строительства — 1938 год! Тогда, в 1938–1940 годах, на берегу Москвы-реки построили девятиэтажный дом, квартиры в котором были коммунальными. Авторами проекта дома были архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский.
Уже после войны, в конце 40-х, здесь, на месте впадения Яузы в Москву-реку, решили построить жилое высотное здание, и «коммунальный» дом на набережной стал «корпусом «А» будущего высотного комплекса, тем более что авторами проекта высотки стали те же Чечулин и Ростковский! Жильцов коммуналок переселили, корпус разделили на отдельные квартиры, с фасада смыли штукатурку и облицевали его плиткой.
Дом начали заселять в 1953 году. По городским легендам, список жильцов утверждал лично Лаврентий Берия. Дом предназначался для советской элиты — писателей, артистов, ученых... Например, корпус вдоль Яузы «предназначался» для музыкантов и писателей, центральная (высотная) часть — для звезд. Здесь, например, жила балерина Галина Уланова — сегодня в ее квартире находится мемориальный музей великой танцовщицы. Однако мы забежали вперед.
Высотный жилой дом должен был стать «домом высокой культуры советского быта». Достаточно сказать, что в квартирах дома — едв а ли не впервые в СССР — были штатно установлены биде! В доме были свои магазины и «свой» кинотеатр «Иллюзион», что позволяло жившей здесь Фаине Раневской утверждать: «Я живу между хлебом и зрелищами». Жили в высотке Марина Ладынина, Клара Лучко, Никита Богословский, Александр Твардовский, Константин Паустовский, Людмила Зыкина, Нонна Мордюкова... Живут — Александр Ширвиндт, Дмитрий Нагиев, Рената Литвинова. Чтобы рассказать обо всех знаменитых жильцах «высотки на Котельнической», нужно будет издать книгу! Во дворе высотки все еще снимают фильмы о давно ушедшей эпохе. Помните «Москву слезам не верит»? Застывшая и такая живая история.
Прямая речь
Ефим Шифрин (актер):
- Для меня как для провинциала, приехавшего в Москву, представление о столице складывалось из фильмов, частым мотивом которых был сюжет о парне из провинции, поселившемся на время у этаких респектабельных столичных родственников. Самое интересное, что это мое представление сработало как дежавю, когда я побывал в квартирах, например у Богословского или Даниила Сагала. Огромное количество книг и явное пренебрежение к затейливой мебели. Атмосферу любой квартиры этого дома, конечно, определяли книжные корешки, а не какие-нибудь бонбоньерки и пуфики.
Символы Эпохи
Алексей Рогачев (москвовед, историк архитектуры):
- Решение о строительстве в Москве высотных сооружений были принято 13 января 1947 года. Возможно, в то нелегкое время сама идея выглядела не слишком реальной, однако все задуманное воплотилось в жизнь практически полностью (из восьми задуманных зданий выстроено семь, а восьмое, ставшее гостиницей «Россия» к моменту прекращения стройки, имело весьма значительный уровень готовности), причем в достаточно сжатые сроки. Здания получились более высокими, чем намечалось, — самое низкое среди них имело высоту в 17 этажей. Три высотки сменили первоначальное назначение, одна — гостинично-жилой комплекс «Украина» — «переехала» от стадиона «Динамо» в Дорогомилово. Конечно, грандиозные стройки носили и пропагандистский характер — они должны были символизировать успехи СССР в восстановлении народного хозяйства, а также достижения строительной науки и техники. Однако возобладал реалистический подход. При всех своих архитектурных излишествах высотки имели четко определенное и вполне востребованное в послевоенной Москве функциональное назначение: самое большое из них занял задыхавшийся на тесном участке в центре Московский государственный университет, среди 6 остальных были 2 административных здания, 2 гостиницы и 2 жилых дома.^Можно сказать, успешное и исключительно быстрое возведение высотных зданий и других крупных сооружений конца 40-х – начала 50-х годов XX века стало прямым следствием опыта проектирования и строительства Дворца Советов.