Дом на Первой Мещанской — в конце...
Песни Владимира Высоцкого запечатлели образ столицы
В понедельник, 25 января, исполнится 78 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. К празднику в Музее Высоцкого откроют выставку о Москве 1950-х годов — об обстановке, в которой формировался юный Володя.
Василий Аксенов говорил о Высоцком: «Он был с начала и до конца подлинным на двести процентов москвичом». Добавим — и настоящим певцом родного города. Профессор филологического факультета МГУ Сергей Кормилов подсчитал, что слова «Москва», «москвич» и «столица» встречаются в 24 поэтических текстах Высоцкого. Еще больше упоминаний отдельных улиц, театров, ресторанов. И большая их часть, конечно, приходится на нынешний центр, в котором Высоцкий родился и прожил большую часть жизни.
Всеобщая мхатизация
Десять раз у Высоцкого упоминается МХАТ. В «Пародии на плохой детектив» (1966) на микропленке у шпиона Джона Ланкастера «и уж вспомнить неприлично, чем предстал театр МХАТ». В песне «У нее — все свое…» (1968) персонаж хочет покорить девушку, зная, что это будет нелегко: у нее есть знакомый «артист из Таганки» . Но он придумал ход:
Я скажу, что с министром
финансов дружу
И что сам как любитель играю
во МХАТе.
Высоцкий окончил Школу-студию МХАТ в 1960 году, однако впоследствии 16 лет играл на сцене Таганки — театра с противоположной эстетикой.
Он неприязненно отзывался о «всеобщей мхатизации» советского искусства в 1950–1960-е годы (то есть диктате психологической школы актерской игры, реалистически детального оформления). Видимо, поэтом у образ МХАТа в песнях получается приниженным. При этом Высоцкий сохранял уважение к своим педагогам и другим деятелям МХАТа. В 1977 году он написал песню к 50-летию Олега Ефремова, который в 1970 году возглавил МХАТ, перейдя туда из «Современника». В ней есть слова:
Идут во МХАТ актеры, и едва ли Затем, что больше платят за труды.
Но дай бог счастья тем, кто на бульваре, Где чище стали Чистые пруды.
Тоскуй, Олег, в минуты дорогие По вечно и доподлинно живым.
Все понимают эту ностальгию По бывшим современникам твоим.
Имеется в виду спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», премьерой которого открылся «Современник» 15 мая 1956 года, и то, что с 1974 года (после ухода Ефремова) театр расположился на Чистопрудном бульваре.
«Разломали старую Таганку...»
На втором месте по числу упоминаний Таганка. В девяти случаях имеется в виду театр, а в трех — Центральная Таганская пересыльная тюрьма, существовавшая с 1804 по 1958 год в районе нынешней улицы Малые Каменщики, 16. В ранней песне «Эй, шофер, вези — Бутырский хутор…» (1963) герой решает «по родным… проехаться местам» и слышит от таксиста:
«Разломали старую Таганку —
Подчистую, всю, ко всем чертям!»
В песне, написанной к юбилею Константина Симонова (1965), Высоцкий подчеркнул, что визитная карточка района поменялась:
Таганку раньше знали по тюрьме,
Теперь Таганку по театру знают.
Рекордсмены по числу упоминаний также МУР (8 раз), Бутырская тюрьма ( 4 раза ) , Институт Склифосовского (3 раза). Даже если не знать произведений Высоцкого, по одним этим координатам можно составить представление о тематике его поэзии — игра и фальшь, вызов против консерватизма, столкновения с законом, ситуации на грани жизни и смерти.
Московские достопримечательности, упомянутые у Высоцкого, но исчезнувшие из центра, приведены на карте.