Дом с орлами и химерами
Дом купца Алексея Дурилина на Малой Ордынке признан объектом культурного наследия. Статус гарантирует памятнику московской псевдоготики с традиционными химерами на фасаде сохранность.
Много сведений об Алексее Алексеевиче история не сохранила — известно только, что был состоятельным купцом, торговавшим кожей, депутатом Московской Городской думы и попечителем нескольких столичных благотворительных организаций.
В Думе занимал должность гласного — так называли членов законодательного собрания, имеющих право решающего голоса.
Материальное положение купца упрочило владение несколькими доходными домами. И он не прогадал с их месторасположением.
С XIX века уютное провинциальное Замоскворечье облюбовала интеллигенция. На Пятницкой снимал квартиру писатель Лев Толстой, в гостях у тетки на Большой Ордынке бывал Достоевский, на Большой Якиманке жил Чехов. В начале XX века здесь же, в Замоскворечье, на Пятницкой, появился один из первых синематографов, а предприниматель Яков Зоммерфельд соорудил диковинный по тем временам бизнес, открыв кинофабрику «Глория». Прямо во дворе дома построили деревянную сцену, на холстах нарисовали декорации и незамедлительно приступили к съемке кино. Публика, приносившая Дурилину приличные барыши, была достойная.
В начале XX века население Москвы перевалило за миллион.
Аренда — вот что волновало умы, с одной стороны, новоприбывших в город, с другой — тех, кто мог на них заработать.
Доходные дома вырастали как грибы после дождя — именно доходный дом как тип архитектурного сооружения сформировал ткань городской застройки столицы того периода. Над низкорослой застройкой узких переулков взметнулись новые многоквартирные «небоскребы» — или, как их звали тогда, тучерезы. Застройщики к проектированию привлекали известных зодчих — таким путем пошел и Алексей Дурилин, предложив постройку дома архитектору Владимиру Шервуду-младшему. Сын Владимира Шервудастаршего, автора проекта здания Исторического музея на Красной площади, возвел дом в модном стиле псевдоготики. Здание стало изящной архитектурной интерпретацией готики, сочетавшей в себе формы средневековой архитектуры со стрельчатыми окнами, острыми шпилями и устрашающими химерами, рассказала экскурсовод Светлана Костина.
— Дом был возведен в традициях псевдоготики. Это можно увидеть и в эркерах здания, которые похожи на встроенные в крепостные стены башни, и в вытянутых окнах, и даже в суровом цветовом оформлении. Фасад украшен декором — в полукруглых ракушках можно увидеть мифических животных, а на полуколонны приземлились птицы, — говорит Костина.
Фантастических животных на фасаде дома можно наблюдать и сегодня. Чувствуют они себя в полной безопасности, которую им гарантирует полученный от города охранный статус.