Дом украшают фантастические твари
На портале «Узнай Москву» недавно появился маршрут «Дома с чудинками». Одно из самых необычных зданий стоит на Сретенском бульваре. «МЦ» рассмотрела его детали вместе с экскурсоводом Марией Антоненко.
Вот уже больше 120 лет на Сретенском бульваре стоит дом страхового общества «Россия». Здание, построенное в стиле эклектики по проекту архитектора Николая Проскурнина, приковывает к себе взгляды прохожих готическими башнями. Внимательно изучите фасады. Под выступающими вперед полукруглыми эркерами растопырили крылья летучие мыши. — Это что-то вроде оберега, — говорит Мария Антоненко.
Дракон Гаргулий
Для защиты от злых духов на средневековых зданиях устанавливали гаргулий — каменных чудовищ. Говорят, первый в мире такой оберег появился на Руанском соборе во Франции.
— Однажды в пещере поселился дракон, — рассказывает легенду Антоненко. — Местные жители прозвали его Гаргулий, или Гаргулья — в некоторых пересказах это была дракониха.
Это существо держало всю округу в страхе: воровало стада коров, выжигало поля. В конце концов крестьяне не выдержали и обратились за помощью к Роману, епископу города Руана.
— Он взял с собой в качестве приманки приговоренного к смертной казни и пошел охотиться на Гаргулия, — продолжает экскурсовод. — Клюнув на наживку, дракон вышел из пещеры. Тогда епископ сотворил молитву — и он застыл. Дракона доставили на главную площадь в Руане. Там над ним устроили суд и решили его сжечь...
От казненного Гаргулия остались лишь горло и голова. Они оказались закаленными пламенем, поскольку дракон сам извергал огонь. По предложению Романа Руанского голову чудовища поместили на собор. Видимо, чтобы другим драконам не повадно было обижать беззащитных крестьян.
На доме на Сретенском бульваре тоже есть гаргульи. Если зайти во двор и посмотреть под балконы на втором этаже, можно увидеть петухов с раскрытыми клювами.
В огне не горит
С огнем связаны и другие существа — саламандры. Одна из них притаилась под эркером рядом с воротами во двор. Она почти сливается с белой стеной, но ее выдают красные глаза, что тоже символично, хотя цвет им добавили только в 2000-х годах.
— По легенде, саламандра своим холодным телом может потушить любое пламя, поэтому многие страховые общества — а дом построили как раз для одного из них — использовали ее в качестве узнаваемого знака, — уточняет Антоненко.
Насколько страховщики были суеверными, можно судить по тому, что в доме нет квартиры под номером 13.
Брат масон
Впрочем, в начале XX века здание поражало своими техническими новинками. В доме были собственная электростанция, телефонная связь, первые электрические лифты и многое другое. Оно и понятно: в просторных квартирах, площадь которых достигала 300 квадратных метров, жила московская элита.
После революции 1917 года в этом доме разместили литературный отдел Наркомпроса, куда, переехав в Москву, устроился секретарем писатель Михаил Булгаков. Проработал он здесь недолго, так как место ему показалось довольно скучным.
— Но сюда Булгаков приходил к Крупской, чтобы через нее передать письмо Ленину и решить таким образом вопрос с жильем, — добавляет Антоненко. — Прочитав письмо, она перевернула страницу и красной ручкой сама написала, чтобы писателю помогли с пропиской.
Так Михаил Афанасьевич поселился на Большой Садовой улице, в «нехорошей квартире», которая всем известна по роману «Мастер и Маргарита». Некоторые исследователи считают, что в этом произведении есть отсылки к масонству. Совпадение или нет, но дом на Сретенском бульваре тоже связан с этой темой.
— В архитектуре здания заложена масонская теория о том, что человек с рождения похож на грубый неотесанный камень, — Антоненко обращает наше внимание на то, как меняется фактура стены от нижнего к верхнему этажу, становясь более гладкой. — Любопытно, что когда в Москву приезжал новатор Ле Корбюзье и предлагал снести все старые здания, то этот дом он сказал не трогать. Дело в том, что Проскурнин, по некоторым данным, был масоном. В братство входил и французский архитектор, который увидел на здании знакомые знаки.
Морское чудище
При желании на доме страхового общества «Россия» можно найти и другие символы, в том числе христианские. На фасаде с часовой башней над круглым окошком сидит пеликан — аллегория жертвенности. Есть легенда, по которой мать-пеликанша разрывает себе грудь, чтобы спасти от голода птенцов.
На этом же фасаде две колонны подпирают слонотопы. По словам экскурсовода, кто-то их сравнивает с Ганешей — богом мудрости и благополучия в индуизме. Но это просто вымышленные существа, которые играют на дудках-хоботах.
— Это здание можно рассматривать часами, и каждый раз ты увидишь что-то новое, необыкновенное и сказочное, — Мария Антоненко предлагает взглянуть на мифическое существо, о котором уже практически все забыли. — Голова льва, тело дракона, хвост рыбы — это серра, морское чудовище, которое топило корабли.