Дорога каждая минута
Ежедневно в Единый городской диспетчерский центр скорой и неотложной медицинской помощи поступают тысячи звонков со всей столицы. Экскурсию по оперативному отделу для «МЦ» провел его руководитель Александр Баютин.
Их служба и опасна, и трудна, даже несмотря на то, что работают они не в «поле», а в современном, хорошо оборудованном уютном здании в Первом Коптельском переулке. Именно здесь — сердце скорой, оперативный отдел, где более ста сотрудников круглосуточно ведут прием звонков и выдают адреса вызовов бригадам.
Поднимаемся на шестой этаж. Вдоль узкого коридора тянутся десятки кабинетов. Александр Баютин открывает дверь, и мы попадаем в огромный светлый зал. Длинные ряды столов, гул и шелест — работа кипит. Телефонные трубки поднимаются каждую минуту. Все рабочие процессы отлажены так, чтобы не терять ни секунды.
— За минувший год в оперативный отдел обратились более 5 миллионов человек, — рассказывает Баютин. Он пришел работать фельдшером в скорую в 1993 году, а через два десятилетия возглавил самый важный ее отдел. — Диспетчер, который принял вызов, не вправе отказать или повесить трубку. Мало кто знает, но важную роль в работе оперативного отдела играет консультативный пост. Опытные врачи, которые долгие годы работали в выездных бригадах, отвечают по телефону на срочные вопросы или решают проблемы, которые не требуют выезда. Врач-консультант ни на минуту не опускает трубку, ведь надо выслушать все жалобы и вопросы, дать ответ. На консультациях ежедневно работают 25 высококвалифицированных специалистов — педиатры, психиатры, акушеры-гинекологи, терапевты. Операторы «скорой» передают им те случаи, где выезда бригады не требуется (например, человек забыл принять лекарство от своего хронического заболевания, или простудился и вызвал скорую, или не знает, куда обратиться с медицинской проблемой).
— Наши консультанты не назначают курсовых лечений, — подчеркивает Баютин.
Самые распространенные обращения — вопросы по лечению простуды, проблемам с давлением, аллергии, зубной боли. За прошлый год специалисты консультативного поста пообщались с 1,2 миллиона пациентов, разгрузив выездную линию от непрофильных вызовов. Консультант нередко помогает и в серьезных проблемах: он может рассказать пострадавшему, что нужно предпринять, пока бригада в пути.
Среднее время, за которое скорая в столице добирается на вызов, — 12 минут (а на ДТП — 7,7 минуты). Местоположение каждой бригады отображается на мониторе диспетчера, он может в любой момент связаться с докторами (например, если вызов отменяется). Баютин показывает на дисплее: вот движется машина скорой. Диспетчеру приходит информация об отмене вызова, он нажимает на кнопку — врач в машине получает сигнал, выходит на связь с диспетчером и тут же получает новый адрес. Здесь каждая минута на счету.
Распределяет бригады с подстанций скорой и предлагает ближайшие свободные бригады программа, современные средства связи используются по максимуму. А вот медкарты пациентов врачи по-прежнему заполняют вручную. Баютин обещает: и эту работу упростят. В ближайшее время данные о пациенте будут заносить в специальное приложение на мобильном или планшете.