Валик и случайность: как прошла подготовка к выставке «Здесь или никогда». Фото: Анна-Полина Ильина

Доска и валик: как прошла подготовка к выставке «Здесь или никогда»

Доска и валик: как прошла подготовка к выставке «Здесь или никогда». Фото: Анна-Полина Ильина
Доска и валик: как прошла подготовка к выставке «Здесь или никогда». Фото: Анна-Полина Ильина

В галерее «Здесь на Таганке» 4 августа открылась персональная выставка молодого художника Матвея Кайфа «Здесь или никогда». Он представил рельефы, коллажи, шелкографии и полотна, написанные маслом. За пару дней до открытия корреспондент газеты «Москва.Центр» отправился в галерею, чтобы посмотреть на последние приготовления. 

Через окна выставочного зала можно увидеть развешанные экспонаты. Подготовка к выставке началась около года назад.

— Представить свои работы мне предложил Андрей Бартенев. Вместе с рабочими мы развесили рельефы и картины. Тексты для анонсов написали мои друзья, — рассказывает Матвей.

Художник готовится создать картину прямо на одной из стен зала. Но на ней не видно карандашной разметки, а в руках у художника нет эскиза.

Матвей работает над надписью на стене. Фото: Анна-Полина Ильина
Матвей работает над надписью на стене. Фото: Анна-Полина Ильина

— Как правило, я работаю без набросков. Тут будет название выставки — «Здесь или никогда». В галерее художникам дают возможность что-то нарисовать прямо на стене, — комментирует Матвей.

Для начала работы практически все готово. Около стены разложена клеенка, на ней — валики, банки с краской и кисти. Посреди зала стоит красная стремянка. Матвей открывает ключом одну из банок и начинает смешивать цвета. Ему очень нравится оттенок охры.

Матвей пишет с помощью валика. Фото: Анна-Полина Ильина
Матвей пишет с помощью валика. Фото: Анна-Полина Ильина

Для работы художник использует малярный валик. Совершенно непонятно, как он будет создавать надпись с помощью этого инструмента. Однако Матвей уверенно проводит первую линию.

— Мне нравится эффект, который получается от этого инструмента. Когда-то я рисовал с помощью баллончика, но от его запаха быстро становилось плохо, — поясняет художник.

Пока Матвей рассказывает, он постепенно рисует первые буквы названия выставки. После закрытия экспозиции надпись закрасят. Но по словам художника, его это не расстраивает.

Матвей смешивает краски для рисования. Фото: Анна Полина Ильина
Матвей смешивает краски для рисования. Фото: Анна-Полина Ильина

— Я рисую на стенах с 2002 года. Мои работы постоянно закрашивали, — рассказывает он о периоде занятий граффити.

Именно в это время художник придумал свой псевдоним — «Кайф».

— В 2000 годы все писали на стенах на английском. Мне больше нравилась кириллица. Поэтому я начал подписывать свои граффити «Кайф». Тогда меня еще называли уличным художником. Я не люблю этот термин. Потому что какая разница — уличный, не уличный. Может быть, я вообще двуличный, — рассказал Матвей.

До того как художник начал создавать рельефы, он занимался самиздатом. Матвей выпустил несколько зинов (прим. любительское малотиражное независимое издание) под названием «Мимолет». Внутри небольших книжек художник расположил шрифтовые работы.

— Туда я поместил фразы, обрывки которых услышал на улице. Или просто слова, которые мне нравятся по звучанию. Фотографии я сделал сам, а некоторые иллюстрации нарисовали другие художники, — рассказал автор.

Дизайнер по образованию, Матвей большое внимание уделил шрифтам в своем творчестве. На экспозиции представлены работы, выполненные в технике шелкографии. Каждую из них автор напечатал вручную.

Три выпуска самиздата «Мимолет». Фото: Анна-Полина Ильина
Три выпуска самиздата «Мимолет». Фото: Анна-Полина Ильина

Однако главное место на выставке занимают рельефы из фанеры и дерева. Несмотря на то, что художник не так давно начал использовать эти материалы, из них сделано множество работ экспозиции.

— С деревом я стал работать около трех лет назад. Я познакомился с человеком, который предложил мне попробовать вместе что-то создать. Мы сделали из бруса рабочий стол. Я его отшлифовал и покрасил в разные цвета, — объяснил Матвей.

Он отметил, что многие элементы находит на улицах городов, в которых побывал. Из таких фрагментов он создал рельеф «Металлический воздух».

Рельеф «Металлический воздух». Фото: Анна-Полина Ильина
Рельеф «Металлический воздух». Фото: Анна-Полина Ильина

— Я сделал эту работу в Липецке из найденных досок. Параллельно я узнал, что жители города из-за металлургического производства вдыхают около 800 килограммов железа за свою жизнь. Отсюда такое название, — прокомментировал Матвей название рельефа.

На пяти перегородках художник повесил цветные рельефы из фанеры и дерева. С обратной стороны каждой из них Матвей разместил по одной неокрашенной работе.

— После работы над рельефами у меня оставались обрезки фанеры. И я решил что-то сделать из них. В момент работы доски лежали параллельно друг к другу, мне осталось их только склеить, — рассказывает Матвей, указывая на один из бесцветных рельефов.

Кроме того, совершенно спонтанно у художника получились два рельефа из досок красного и синего цвета. Они стали совместной работой с другим автором.

— Мы сидели с другом у него дома, и я увидел эту доску на балконе. Она уже была покрашена в синий. На поверхности доски я увидел узор, который напомнил мне портал. Тогда я предложил другу сделать что-то интересное. Можно сказать, получился своеобразный диптих, — объяснил Матвей.

Слева лучи инсталляции с двумя звездами. Фото: Анна-Полина Ильина
Слева лучи инсталляции с двумя звездами. Фото: Анна-Полина Ильина

Когда разговор заходит о значении работ, Матвей говорит, что любит, когда зрители сами придумывают смысл его произведениям.

Вне зависимости от вложенной идеи, за каждым экспонатом стоит история создания. Даже в случае, когда изначально у авторов нет конкретной концепции того, как должна выглядеть выставка. У молодого художника не было определенных мыслей насчет того, какие он хочет расположить экспонаты и где. Но само пространство зала, случайность или же судьба сделали экспозицию именно такой, какой она должна быть.

Новости партнеров