Опрос

5 апреля исполнится 102 года со дня рождения участника Великой Отечественной войны и Героя Советского Союза Тимура Михайловича Фрунзе. А Вы знаете, в каком районе Москвы названа улица в его честь?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Василий Мищенко: Меня возмущает театральный эпатаж

14 апреля 2016 года. Актер Василий Мищенко на премьере фильма «Экипаж»
14 апреля 2016 года. Актер Василий Мищенко на премьере фильма «Экипаж»
 14 апреля 2016 года. Актер Василий Мищенко на премьере фильма «Экипаж»
14 апреля 2016 года. Актер Василий Мищенко на премьере фильма «Экипаж»

Заслуженный артист России Василий Мищенко 36 лет служит в Московском театре «Современник». Скоро на этой легендарной сцене премьера — «Поздняя любовь» по Островскому, где Василий Константинович играет отца Людмила — Маргаритова. «Москва-Центр» встретилась с артистом, режиссером, педагогом на Чистых прудах, чтобы поговорить о театре, кино, ВГИКе.

— Василий Константинович, молодость ваших студентов-второкурсников ВГИКа во многом ли отличается от вашей? Чего лишены ваши ученики по сравнению с вашим поколением?

— На первом занятии я сказал своим студентам: «Ребята, я буду учиться вместе с вами». Я — не сторонник того, когда мастера рассказывают «про свою жизнь в искусстве». Они ведь приходят учиться профессии, а не воспоминания педагогов выслушивать? Для этого есть книги, фильмы, спектакли, которые они могут прочитать и посмотреть. В основном все мои студенты – провинциалы, как и я. Набирал их по своему образу и подобию. Чего не хватает молодежи? На мой взгляд, большинство относится к делу, которым намерены заниматься, поверхностно. Но я думаю, что по мере взросления это пройдет. У моих студентов большие преимущества по сравнению с поколением 70-х, к которому я принадлежу. Они — продвинутые люди, со знанием иностранных языков, хорошо информированные. Тот, кто хочет учиться, выбор высших заведений огромный. Правда, в некоторых частных творческих вузах преподают такие учителя, которым, как мне кажется, заниматься педагогикой вредно.

— Вам повезло с учителем. Расскажите, в чем уникальность Олега Табакова — педагога?

— Олег Павлович занимался нами круглыми сутками. Я тоже не забегаю к своим студентам на пять минут.  Сколько вложишь – столько и получишь. Или, как говорится, чтобы «чай был настоящим – не жалей заварки». Олег Павлович вкладывая в нас всю свою душу. С самого начала он говорил нам: «Актерской профессии научить нельзя – можно только подсказать, поправить, направить, привить вкус». Он не был равнодушен к нам, и мы это чувствовали. Ничего для нас не жалел. Показывал нам Россию, возил по разным городам и поселкам. Олег Павлович Табаков наш первый курс ГИТИСа повез в Вологду, Белозерский монастырь, чтобы показать настоящую Русь, нетронутую монголо-татарами, тевтонцами. Помню, он сказал нам: «Эта земля – ваша Родина». Очень важно – откуда человек родом, — об этом нам говорил Олег Павлович.

— В этом году театр «Современник» отпраздновал 60-летний юбилей. Не секрет, что сегодня некогда самый желанный, самый посещаемый, самый цитируемый театр по нескольким показателям уступает другим, в частности МХТ. Как вы оцениваете художественную жизнь театра?

— Театр как человеческий организм имеет свое время. Почему умерла Таганка? Пришло время умирать. Долго на бренде не протянешь. Ведь «бренд» театра – заслуга тех, кто его создавал, кто делал те спектакли, на которые ходила вся Москва. Говорят, что с помощью свежих сил можно добиться обновления. Но метастазы молодой кровью не уберешь. Признаюсь, меня посещают мысли об уходе из театра. В «Современнике» меня, как и каждого артиста труппы, держат на «коротком поводке», а время идет, жизнь уходит – и хочется реализовать все задуманное. В частности, выпустить хороший курс во ВГИКе.

— Любите говорить правду?

— Не нравится – не общайтесь со мной: такой мой принцип. Стараюсь не говорить правду, которая может убить человека. Нельзя ломать хребет человека. Есть другие приемы и другие слова, чтобы донести истину.

— Новую роль в «Современнике» репетируете?

— 7 октября в театре «Современник» — премьера спектакля «Поздняя любовь» по Островскому в постановке Егора Перегудова. Я играю отца главной героини Людмилы – Маргаритова. Вызвали из отпуска, чтобы подготовить спектакль. Перегудов – очень интересный режиссер, который ставит и в «Современнике», и в «Сатириконе». Я был очень впечатлен его спектаклем «Человек из ресторана» с Константином Райкиным в главной роли. Между прочим, Константин Аркадьевич – тоже мой учитель.

— Константин Райкин на мастер-классе в Международной театральной школе сказал о том, что когда он еще был студентом, главенствующий принцип актерского мастерства: «Я – в предлагаемых обстоятельствах» вызывал у него сомнения.

-Да, этого постулата мало. В работе над ролью можно идти от внутреннего к внешнему, а можно от внешнего — к внутреннему, — у кого как лучше получается. Еще Станиславский говорил о том, что все системы без ежедневной практики рассыпаются на раз. И я учу своих студентов на практике. Некоторые мне заявляют: «Зачем нам, режиссерам, актерская игра?». На что я отвечаю: «Если вы не поймете актерскую природу, никогда не станете режиссером». Какие вы задачи будете ставить актерам? Как разбирать роли? Объясняю им: «Без актера все ваши режиссерские изыски уйдут в песок».

— Простите, но у вас нет режиссерского образования?

— Учился на практике, а она у меня большая – более 90 ролей в кино. После съемок не убегал домой, а садился сзади режиссера и смотрел – как он дальше работает. Когда снимал свою первую картину «Крутые менты» вместе с режиссером Игорем Шавлаком, побывал во всех ипостасях: и директором картины, и администратором, и кастинг-директором, и водителем, и исполнителем главной роли. Все производство потрогал руками. После этого мне доверили быть режиссером 16-ти серийного фильма «Атаман», который, замечу, снимал в Ростовской области.

— Василий Константинович, поделитесь своим мнение о сериалах, которые идут на центральных каналах? Вы сами успешно работаете в жанре телевизионного многосерийного фильма.

— На каналах идет вечный длинный сериал, с одними и теми же артистами, и про одно и то же. Я ходил к руководителям каналов с художественным проектом о Михаиле Шолохове. Мне сказали, что неинтересно. На мой вопрос: «Почему?», ответили: «Сейчас не читают Шолохова. А чтобы читали, будем снимать экранизацию романа «Тихий Дон» Сергея Урсуляка». «Почему же лауреат Нобелевской премии вам неинтересен?» – допытывался я. «О Людмиле Гурченко – интересно снимать сериал, а о Шолохове – неинтересно?» В биографии Шолохова столько «белых пятен». Люди не знают настоящей правды. Солженицын делал все, чтобы Шолохову не дали Нобелевскую премию, и об этом большинству неизвестно. Хочется, чтобы телевидение было более познавательным, а оно, увы, только развлекательное. В театральной жизни происходят более интересные процессы, чем в современном кинопроизводстве.

— Наверняка, есть театр, который сегодня близок к идеалу?

— Таким театром руководит один из моих учителей Валерий Фокин, и он находит в Петербурге, — это Александринка. Сейчас репертуарный театр будет умирать. Дотации государства резко сокращаются. То, что порой делают в репертуарном театре на счет государства, к примеру, эпатажные постановки по русской и зарубежной классике, лично меня возмущает. Пусть глумится над классикой за свои средства, а не государственные деньги.

— Кого из театральных режиссеров, с которыми вы работали, можете назвать гением?

— Валерия Владимира Фокина. К открытию театра Табакова или Табакерки Фокин поставил спектакль по пьесе Алексея Казанцева «И с весной я вернусь к тебе» по подлинным письмам Николая Островского и по произведению «Как закалялась сталь». Я играл и Островскому, и Корчагина. Вся Москва ходила на этот спектакль. Практически все спектакли, в которых я играл, поставил Фокин. К сожалению, за 36 лет службы в «Современнике» не удалось сыграть ни в одной постановки Галины Волчек. Правда, посчастливилось быть партнером Галины Борисовны в «Ревизоре» (постановка Фокина). Валерий Фокин был художественным руководителем постановки в «Современнике» «Любовь и голуби» по пьесе Владимира Гуркина. Между прочим, я – первый исполнитель роли Леньки. Год назад продюсер Наталья Громушкина предложила поставить антрепризный спектакль по этой пьесе, и я согласился. Премьера состоялась 29 августа на сцене театра имени Маяковского.

— Кто играет в вашем спектакле?

— В нашей постановке заняты замечательные артисты: Олеся Железняк и Ольга Тумайкина, Анатолий Журавлев, Ольга Прокофьева и Анна Якунина, Иван Дубровский (он играет Леньку), Михаил Жигалов, Раиса Рязанова. Композитор Алексей Пономарев написал музыку. Спектакль получился светлый, добрый, без «фиги в кармане», без пошлости и чернухи.

Новости партнеров