Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Души мятущейся зигзаги

Трех толстяков в фильме 1966 года сыграли Борис Христофоров, Сергей Кулагин, Евгений Моргунов (слева направо). Фото: Ленфильм
Трех толстяков в фильме 1966 года сыграли Борис Христофоров, Сергей Кулагин, Евгений Моргунов (слева направо). Фото: Ленфильм
Трех толстяков в фильме 1966 года сыграли Борис Христофоров, Сергей Кулагин, Евгений Моргунов (слева направо). Фото: Ленфильм

3 марта исполняется 125 лет со дня рождения Юрия Олеши, автора знаменитой сказки «Три толстяка» и романа «Зависть». В центре Москвы масса мест связаны с его именем. 

Публицист, критик, прозаик и эссеист Юрий Карлович Олеша. Съемка сделана в конце 1950-х годов. Фото: Михаил Озерский, РИА Новости
Публицист, критик, прозаик и эссеист Юрий Карлович Олеша. Съемка сделана в конце 1950-х годов. Фото: Михаил Озерский, РИА Новости

На самом деле все знают, что Олеша обожал сидеть в «Национале», но не менее любимой была для него Пятницкая. Рядом со станцией метро «Новокузнецкая» он жил — знаменитый дом писателей напротив Третьяковки (Лаврушинский, дом 17). За метро располагалось здание Госкомитета по телевидению и радиовещанию — Юрий Карлович там частенько бывал. А на Пятницкой он любил захаживать в магазин, что располагался по адресу: Пятницкая, дом 25. Там торговали спиртным как навынос, так и на розлив...

Юбилей — хороший повод вспомнить о судьбе писателя.

Страдалец, веселивший всех

В Одессе в 1920 году появился легендарный «Коллектив поэтов» — литературная группа талантливых молодых поэтов и прозаиков (Эдуард Багрицкий, Илья Ильф, Валентин Катаев, Вера Инбер, Исаак Бабель), громко заявивших о себе в литературном мире России.

Уроженцем Одессы и участником этой группы был и Юрий Олеша, который из-за безумной любви к соседской девушке Серафиме Суок не эмигрировал вместе с родителями на их историческую родину, в Польшу. В этой любви Олеша не был счастлив, потому что «мой Дружочек», как ласково называл он свою Симочку, сначала променяла нищего студента на зажиточного бухгалтера по имени Мак, а потом на хромого, однорукого, но весьма брутального поэта Владимира Нарбута. Мучительную страсть и невосполнимую потерю Олеша пытался заглушить, но вряд ли до конца поборол, женившись на сестре Симочки — Ольге. Позже в память о своей юношеской любви он превратил девичью фамилию сестер в имя героини «Трех толстяков» — танцовщицы Суок, дав ему в книге особое толкование: «Вся жизнь».

Начало ХХ века, Москва. Гостиница «Националь» на углу Тверской славилась своим рестораном на всю Москву, и именно в нем, в уголке зала, любил сидеть Юрий Олеша
Начало ХХ века, Москва. Гостиница «Националь» на углу Тверской славилась своим рестораном на всю Москву, и именно в нем, в уголке зала, любил сидеть Юрий Олеша

Одесский период творчества Олеши богат стихами и рассказами, но в 1922 году вместе со своим другом Валентином Катаевым он уехал в Москву, где начал работать в газете железнодорожников «Гудок» — писал сатирические стихи под псевдонимом Зубило. Со временем Зубило стал настоящей знаменитостью среди рабочих-транспортников: поэт получал сотни писем, собирал полные залы на своих выступлениях. Однако не о такой славе мечтал Олеша: он хотел писать большую прозу. И написал. Два романа.

Роковая Серафима Суок, принесшая Юрию Олеше столько страданий
Роковая Серафима Суок, принесшая Юрию Олеше столько страданий

Для читающей публики Юрий Олеша — автор знаменитого романа-сказки «Три толстяка». Кажется, это все, что мы знаем и помним со школьной скамьи о писателе, ставшем между тем отражением сложной, противоречивой, местами страшной, истории нашей страны.

Написанные в 1924 году «Три толстяка» были опубликованы только через четыре года вслед за выходом второго романа «Зависть» — самого глубокого произведения Олеши. Романа, для которого он сделал 300 вариантов начала, а выбрал 301-й: «Он поет по утрам в клозете». Романом «Зависть» публика просто зачитывалась, а его текст быстро разошелся на цитаты и афоризмы. Неудивительно, что вскоре роман, вызвавший интерес и бурные дискуссии как в обществе, так и среди литераторов, стал основой пьесы — «Заговор чувств».

Однако сказка «Три толстяка», сочиненная двадцатипятилетним юношей, и роман «Зависть», завершенный им в 28 лет, так и остались двумя главными и единственными крупными произведениями Юрия Олеши. Было еще одно достойное внимания сочинение — новелла «Лиомпа», рассказывающая о вечных проблемах бытия: об эгоцентризме старости; о беспечной устремленной в будущее молодости; о смерти, которую совсем не ждешь, однако она затерялась в тени двух романов. Эту философскую притчу тридцатилетний Олеша написал в 1929 году.

Кризис длиной в полжизни

Обложка романа «Зависть», изданного в 1928 году
Обложка романа «Зависть», изданного в 1928 году

Но дальше случилось то, чего не мог предвидеть никто, даже сам Олеша: он практически бросил писать прозу и публиковаться. Этот период его жизни писатель Аркадий Белинков назвал сдачей и гибелью советского интеллигента.

Свой творческий кризис, который затянулся на десятилетия, Олеша объяснял так: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна...»

Весной 1929 года в СССР был принят первый пятилетний план, провозглашена коллективизация, потерпела поражение во внутрипартийной борьбе группа Бухарина, началась чистка в Академии наук, сменили правление МХАТа, силами Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) начали беспримерную травлю в пресс известных, видных писателей: Пильняка, Замятина, Булгакова, Платонова...

Что происходило в душе и в голове Юрия Олеши в те годы? Какие метания он испытывал как автор, который сначала поддерживал революционный политический курс, но потом не нашел для себя места в новой реальности? Как пережил он закат огромной писательской славы?

Чувствовал ли Олеша сгущавшиеся над ним тучи? Несомненно. Об этом говорит текст его пьесы «Заговор чувств», в которой Николай Кавалеров — alter ego автора — терзается сомнениями: «Я боюсь, я не знаю... А может быть, я ошибся! И может быть, я прозевал, пропустил другое... А если новый век меня не примет, проклянет?..»

Своей раздвоенностью и тревогой наделяет Олеша и главную героиню пьесы «Список благодеяний» (1930) — актрису Гончарову, которая считает, что «в эпоху быстрых темпов надо думать медленно».

В 1932 году Олеша признавался, что ему «до воя, до слез хочется стать певцом восходящего класса — пролетариата», и ради этого он готов на многое, но уже через месяц иронизировал:

«Я, конечно, перестроюсь, но как у нас делается перестройка? Вырываются глаза у попутчика и вставляются глаза пролетария. Сегодня — глаза Демьяна Бедного. Завтра — Афиногенова, и оказывается, что глаза Афиногенова с некоторым бельмом». Олеша не обладал стойкой линией. Сравнение его заявлений с его же художественными произведениями свидетельствует о вынужденной тяге писателя к социальному конформизму. После появления в газете «Правда» в рамках дискуссии о борьбе с формализмом статьи «Сумбур вместо музыки» Олеша вяло обличал Шостаковича за «непонятную трудовым массам музыку», а его друг Катаев обличал уже самого Олешу, утверждая, что его «художественные средства не являются оригинальными». Конформистские речи Олеши, его сценарий «Строгий юноша» — это явления того же печального ряда, что и «Батум» Булгакова или стихи Ахматовой, прославлявшие Сталина. С той лишь разницей, что компромиссы не сломили ни Булгакова, ни Ахматову. У них хватило сил на «Мастера и Маргариту», на «Реквием». Олеша оказался слабее. Он сумел оставить только устные остроты, записанные другими, да дневниковые записи.

Олеша бросался из одной крайности в другую: то соглашался идти «маршем в ногу», то восставал против идеологической муштры, то уходил в долгие загулы с «зеленым змием». «Я никогда не был алкоголиком, — говорил он. — Я пил не от любви к питью, к закусыванию, к кряканью, я пил потому, что не знал, что делать в промежутках». Именно тогда Олешу в его творческих замыслах настойчиво стал преследовать образ нищего, сумасшедшего, с которыми он отождествлял себя. «Я никогда не страшился репутации сумасшедшего, — говорил он. — Может быть, именно это дает мне или сохраняет чувство свободы...»

Маски юродивого или сумасшедшего издревле были в России формой бегства от общества, которое не приемлешь, и Олеша подсознательно искал такой отчаянный выход...

Юрий Олеша не смог вписаться в новую «социалистическую литературу», как это сделали многие его собратья по перу, но дар худ

Обложка книги «Три толстяка», которая вышла в 1959 году
Обложка книги «Три толстяка», которая вышла в 1959 году

ожника не утратил. Об этом свидетельствуют его дневниковые записи, обладающие качествами подлинно художественной прозы. Еще при жизни писателя, в 1956 году, под названием «Ни дня без строчки» были опубликованы первые выдержки из его дневника, в котором были прихотливо перемешаны автобиографические сюжеты, размышления автора об искусстве, о людях искусства, о происходящем вокруг. Существенно дополненное издание дневников Олеши увидело свет в 1999 году под названием «Книга прощания». Именно эти наблюдения и впечатления, полные боли, разочарования, тоски, напряженных споров с самим собой, любви к людям и к жизни являются самым важным и самым честным итоговым произведением Юрия Олеши, который считал, что «из написанного ничего не должны погибать». Это настоящая книга мятущейся души художника. Таким вот он был — Юрий Олеша, о котором Эммануил Казакевич говорил: «Олеша — один из тех писателей, которые не написали ни единого слов фальши...»

НА ЗАМЕТКУ

«Три толстяка» в Советском Союзе и России были поставлены восемь раз. Кроме того, в 1963 году вышел рисованный мультфильм «Три толстяка», а в 1966 году — фильм.

ОБ АВТОРЕ

Валерий Модестов — литературовед, профессор Литинститута, доктор филологических наук, кандидат исторических наук. Более 20 лет был заведующим кафедрой художественного перевода, является членом ученого совета института. За вклад в развитие российской культуры удостоен звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Новости партнеров