Две войны, две фотолетописи
В ближайшие дни в Историческом музее совпадут два близких по духу мероприятия. До 31 мая продлится ретроспектива фронтового фотографа Евгения Халдея (1917–1997).
А с 19 мая начался мультимедийный арт-проект «За лентой» — он подготовлен фондом Владимира Соловьева, чья команда каждые выходные выезжает в зону специальной военной операции. На площадке проводятся лекции, кинопоказы, встречи с участниками СВО и медийными личностями. Все это — на фоне экспозиции из фотоснимков Рустама Вахидова.
— Наша задача — передать те эмоции, которые мы испытываем каждый раз, когда выезжаем «за ленту», — рассказал «МЦ» Рустам Вахидов. — Хотим воспроизвести эту атмосферу, это ощущение истории, которая пишется прямо сейчас, на Донбассе.
Для Рустама это уже третья выставка за год. Со 2 марта его снимки демонстрируются в Национальном музее искусства и фотографии («Галерея на «Мосфильме»). А 28 апреля тот же набор из 35 фотографий представлен в Ростове-на-Дону в культурном центре «Степь». В Государственном историческом музее, по словам Вахидова, снимков будет втрое больше.
— Разумеется, когда у тебя возможность выставиться по главному адресу нашей страны, в которое вход с «нулевого километра», тебя переполняют чувства, — улыбается Рустам. — Но это заслуга не наша, а героев спецоперации, это они должны получить все внимание.
Рустам Вахидов наводил камеру своего телефона (он из принципа снимает именно так) на самые разные объекты. Иные фото, на наш взгляд, служат настоящими метафорами войны — скажем, бюст писателя Короленко на фоне разрушенной многоэтажки или осиротевшая игрушка. Однако Рустам Вахидов по опыту двух предыдущих выставок знает, что намного дольше посетители будут задерживаться перед портретами бойцов и командиров (их имена — тайна, указываются только позывные).
— В 99 процентах случаев посетителей интересуют именно герои войны, — делится наблюдением Рустам Вахидов. — Если в семье у человека нет мобилизованных или призванных и если он не погружен в поток информации об СВО, то он зачастую представляет собой чистый лист. Такой посетитель слушает с огромным интересом, впитывает все как губка.
Помимо фотографий, на всех выставках представлены также предметы из зоны спецоперации.
— Есть трофеи — например, тубусы от «Джавелинов», детали иностранных гранатометов, — говорит Рустам Вахидов. — Есть указатель с названием «Бахмут», перечеркнутый красной полосой и обгоревший.
Если фотографии для одновременно проходящих выставок можно напечатать в любом количестве, то предметы пришлось распределять между городами. Например, в Мариупольском театре участники проекта сфотографировали на фоне разрушенной лестницы расколотый контрабас, а потом увезли инструмент с собой. Сейчас контрабас в Ростове-на Дону, и забирать его даже ради Исторического музея не стали: по словам Вахидова, в центре Москвы покажут его цифровую копию.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Когда мне только предложили предоставить работы отца для такой выставки, у меня перехватило дыхание. Ведь здание Исторического музея, точнее, его крыша, было для него родным: он же, когда работал в «Правде», снимал оттуда парады на Красной площади. Выставку разместили в бывшем Музее Ленина, сейчас это Музей войны 1812 года. Работала потрясающая команда специалистов высокого класса — там залы огромные, 13 метров высота. Надо было это пространство урезать до половины, разгородить кубами на закутки. Выставка уникальная по количеству фотографий — более 400 работ, сделанных с 1930-х по 1990-е годы, в том числе такие, которые раньше нигде не показывали в силу разных политических историй — например, события Советско-японской войны осени 1945 года. И вот сегодня до меня дозвонилась женщина с необычной просьбой. Ее дед воевал как раз в Харбине и в Порт-Артуре, и она надеется, что где-то на фотографиях можно найти и его (там есть много портретов, в том числе наших ребят). Она уже прислала мне фото своего деда в молодости — будем искать и сравнивать.