Движение по первым Московским центральным диаметрам запустили
Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин запустили 21 ноября движение по первым двум маршрутам Московских центральных диаметров (МЦД). Церемония прошла на Белорусском вокзале.
На Белорусско-Савеловском и Курско-Рижском направлениях пассажиров перевозят из одного конца города в другой современные железнодорожные поезда «Иволга 2.0», больше похожие на поезда МЦК, чем на привычные нам электрички. Глава государства, мэр столицы, а также министр транспорта РФ Евгений Дитрих, губернатор Московской области Андрей Воробьев и гендиректор, председатель правления «РЖД» Олег Белозеров на Белорусском вокзале осмотрели «Иволгу» и вместе доехали на поезде по маршруту МЦД-1 до станции «Фили» и обратно, лично протестировав новый вид транспорта.
Владимир Путин поблагодарил мэра Москвы, губернатора Подмосковья и главу РЖД за открытие МЦД.
— Спасибо от имени москвичей, — обратился к ним глава государства.
По мнению президента, такие проекты нужны столице, так как позволяют решать ее транспортные проблемы.
Всего направлений МЦД будет пять, и все они пройдут через центр столицы. Первые два уже запустили — МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск).
Их протяженность — 132 километра, здесь 66 станций, с 27 из них можно пересесть на метро, МЦК или радиальные направления железной дороги.С 25 ноября в течение двух недель проезд на МЦД бесплатный. Сергей Собянин в ходе поездки подарил Владимиру Путину именную карту «Тройка» со словами: «По сложившейся традиции» — и отметил, что открытие МЦД — «революционное событие». А Олег Белозеров выразил благодарность за содействие в реализации проекта, ответив, что ежедневно в подготовке к запуску движения работали около 20 тысяч человек. К запуску были подготовлены и сами железнодорожные пути, и территории возле станций: там провели благоустройство, организовали парковки.
— Благоустроили порядка 350 гектаров территорий — это как два Парка Горького. Это не так просто, — сообщил мэр.
Уровень комфорта
Проект МЦД был одобрен в 2017 году. Спустя всего два года первые поезда уже начали курсировать, соединяя окраины мегаполиса. Движение МЦД поможет еще плотнее связать их, даст импульс развитию экономики региона, сделает столицу ближе для миллионов жителей Москвы и Подмосковья, и сэкономит время в пути. В скором времени планируется запустить еще три маршрута: МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» («Зеленоград — Раменское»), МЦД-4 «Киевско-Горьковский» («Апрелевка — Железнодорожный») и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий» («Пушкино — Домодедово»). Открытие МЦД позволит на 10–12 процентов снизить нагрузку на существующую транспортную инфраструктуру города.
По оценкам столичных властей, МЦД будут востребованы уже в этом году для полумиллиона пассажиров, а в следующем году — почти для 700 тысяч.
К 2023 году за счет ввода дополнительных поездов и возможностей МЦД будут пользоваться 2,2 миллиона человек.
— Наземное метро — это новая скорость передвижения по городу, — отметил мэр. — По сравнению с использованием на земного транспорта и личных авто время поездок сокращается до 1,5 раза. Это новый уровень комфорта по сравнению с электричками. И это экономия на стоимости проезда за счет бесплатной пересадки на метро.
В честь запуска первых диаметров на пяти станциях — «Окружной», «Стрешнево», Белорусском, Савеловском и Курском вокзалах — организовали фотозоны, а гостей празднично го открытия угощали бесплатным чаем.
— Весьма непривычно, что сиденья в поезде расположены лицом к лицу, — говорит один из первых пассажиров «Иволги» Василий Архипов. Он едет домой в Долгопрудный с «Чистых прудов». — Такое видел раньше только в поездке по Англии. Собираюсь проверить, насколько быстрее приеду домой. А главное — рассчитываю доехать на сидячем месте.
По словам Василия, чаще всего в обычных электричках места бывали уже заняты. В новых же будет намного свободнее: интервал движения по МЦД — тактовый (до 5–6 минут в часы пик), не надо подстраиваться под расписание и приходить на станцию к к о н к р е т н о м у времени, а потом, толкаясь, спешить занять место. Широкие двери, отсутствие тамбуров, расположение кресел, светлый дизайн, бесплатный WiFi, розетки для гаджетов, а также система обеззараживания воздуха поездов позволят отдохнуть в пути.
Диаметры будут работать по графику метро, с 5:30 до 1:00.
Жители областных городов смогут экономить время в пути почти в два раза, а удобные пересадки на метро и МЦК сделают дорогу легче.
Доступная экономия
Экономить можно будет не только время: благодаря тарифной политике пассажиры смогут ежедневно тратить на проезд до 50 процентов меньше, а прибывающие из области (в границах МЦД) — до 75 процентов. Кстати, провести все эти подсчеты по билетам и тарифам можно в разделе МЦД на сайте mosmetro.ru.
После открытия первых двух маршрутов власти Москвы и Подмосковья сообщили, что развитие МЦД и МЦК продолжится: планируют создать новые маршруты наземного транспорта, урегулировать ценовую политику, повысить комфорт поездок. Будут строиться переезды, парковки, переходы.
Впоследствии увеличится количество вагонов в поездах МЦД до 10–11 и повысится удобство посадки и высадки пассажиров.
— Наша следующая задача — строить не только переезды, но и транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) на станциях, — отметил Андрей Воробьев.
А значит, жителей столицы и области в дальнейшем ждет еще более развитая и удобная система городского транспорта.
— Такие мегапроекты, связанные с железными дорогами, разгружают дороги, делают экологию Москвы лучше, и в целом для города это выгодные проекты, — отметил Сергей Собянин.
СЛОВАРЬ МОСКВИЧА
■ МЦК — Московское центральное кольцо, современная железнодорожная ветка вокруг столицы в пределах города.
■МЦД — Московские центральные диаметры, проект реконструкции существующих сквозных железнодорожных линий.
■ БКЛ — Большая кольцевая линия, «второе кольцо» метро.
■МКАД — Московская кольцевая автомобильная дорога ■ МЖД — Московская железная дорога ■ ТПУ — транспортно-пересадочный узел. Комплекс, перераспределяющий пассажиропотоки между видами транспорта и направлениями движений.
СПРАВКА
Московские центральные диаметры — крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области — новое наземное метро, которое объединит формат пригородных электричек и столичного метро. Название проекта (МЦД) было определено в рамках единой концепции наземного железнодорожного транспорта, по аналогии с проектом «Московское центральное кольцо» (МЦК). На МЦД будут реализованы все пассажирские сервисы и услуги, которые доступны пассажирам МЦК и столичного метрополитена.
Карту «Тройка» надо активировать в кассах. Для проезда по МЦД пассажирам необходимо перепрограммировать (активировать) карту «Тройка». Для бесплатной пересадки между Московскими центральными диаметрами (МЦД) и метро необходимо активировать транспортную карту «Тройка» в кассах метро, билетных автоматах или желтых информационных терминалах.
По словам начальника дирекции МЦД Департамента транспорта Москвы Андрея Акимова, для активации билета «Кошелек» «Тройки» можно пополнить баланс минимум на один рубль. Этот билет автоматически обновится при активации любого удаленного пополнения. Все новые карты будут уже подключены к системе. Льготным категориям граждан перед первой поездкой по МЦД надо активировать карту москвича в любой кассе, в ближайшее время это надо будет делать в начале каждого месяца. Уже сейчас на карту можно записать абонементы для проезда по МЦД в зонах «Пригород», «Центральная», «Дальняя», подробнее смотрите в нашей инфографике. Для пассажиров всех зон будет действовать бесплатная пересадка на метро и МЦК. Турникеты на станциях МЦД оборудуют терминалами для бесконтактной оплаты.