Двухэтажное путешествие
«Москва Центр» проводила жителей ЦАО, которые путешествуют к Черному морю на необычном поезде.
Щелк, щелк! На перроне Казанского вокзала слышны щелчки камер мобильных телефонов.
Пассажиры фотографируются на фоне двухэтажного поезда. И те, кто едет в Адлер, и те, кому совсем в другую сторону.
Дорога занимает сутки
— Мы специально едем на двухэтажном и взяли билеты на втором этаже, чтобы обзор был лучше, — рассказывает житель Хамовников Алексей Коломеец.
Хотя по факту Алексей оказался разочарован. Окна в вагоне небольшие. На первом этаже они находятся почти на уровне перрона.
Да и на верхней полке оказалось тесновато, потому что потолок уменьшен. Купе в «двухэтажке» уже, чем в обычном поезде. Места для сна из-за этого тоже уже и жестковатые. Опробовали на себе. Меньше места и для багажа. Но подругу Алексея Лену это не огорчает: — Зато двухэтажный поезд быстрее обычного. Едем 23 часа 59 минут. А обычные поезда — полтора суток! За быстроту и комфорт нужно платить. Билет в «двухэтажку на колесах» стоит 9750 рублей. А место в спальном вагоне — и вовсе 17 895 рублей. Для сравнения: полка в купе обычного поезда до Сочи стоит 6300–6900 рублей. А билет на самолет — от 8735 до 10 151 рубля.
Места общего пользования
— Я уже ездила на таком поезде, — рассказывает пассажирка, жительница Оружейного переулка Ирина Деревянко. — Стены и двери в поезде светлые, что очень радует, табло показывает температуру наружную и внутреннюю. Также там видно, занят туалет или нет.
Внизу три биотуалета, есть горячая вода в кране, небольшой умывальник. И туалетная бумага, и бумажные полотенца — это путешествие с комфортом по высшему разряду.
Впрочем, по словам Ирины, если в унитаз начинают бросать салфетки, он быстро засоряется и его вообще закрывают до конца поездки.
— А в оставшиеся образуются очереди, — пояснила Ирина. — Но тут пассажиры сами виноваты: везде написано, что бумагу в унитаз бросать нельзя.
Чай и вайфай
У проводника в купе стоит термопод. Как говорит Ирина, не очень удобно, потому что он небольшой, а горячая вода нужна всем.
Зато в купе есть розетки для мобильников.
— На всем протяжении от Москвы до Сочи есть вайфай, — рассказывает Ирина. — И работает кондиционер.
А еще на каждой полке лежит набор: зубная щетка, паста, беруши и влажные салфетки.
Маловато будет
— А вот обслуживание значительно медленнее, — встревает в наш разговор пассажир Андрей Караваев, — народу больше, а проводников по-прежнему двое. К тому же на второй этаж ведет крутая лестница, по которой не всем легко забираться. Пожилым пассажирам, особенно с тяжелыми чемоданами, приходится довольно трудно.
Но есть и плюсы — скорость движения и короткие остановки.
— Как правило, — продолжает Андрей, — поезд останавливается всего на 2–5 минут.
Иногда на 15. Это здорово.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил Акулов вице-президент по пассажирским перевозкам ОАО «РЖД»:
- Составы с двухэтажными вагонами мы специально запустили на самых загруженных направлениях.
В том числе на маршруте «Москва — Адлер». Спрос пассажиров на этом направлении в сезон постоянно растет. Двухэтажный поезд способен перевозить 830 пассажиров одновременно. На обычном поезде для перевозки такого количества людей потребуется два состава по 14 вагонов.
СПРАВКА
Первые двухэтажные вагоны в России созданы в 1905 году на Тверском вагоностроительном заводе.
Они были предназначены для переселения людей на Дальний Восток. Первый этаж при этом использовался для перевозки скота.
Туристический двухэтажный вагон — с салоном и стеклянным куполом на втором ярусе — создан совместно с Ленинградским вагоностроительным заводом им. Егорова и Казанским вертолетным заводом в 1960-х годах. Единственный сохранившийся экземпляр экспонируется в Ташкентском железнодорожном музее. В 2010 году двухэтажные вагоны стали строить на Тверском вагонном заводе. 1 ноября 2013 года первый российский двухэтажный поезд отправился с Казанского вокзала Москвы в Адлер.
ОТЗЫВЫ ПАССАЖИРОВ
Андрей Копалов, Пресненский район:
- Тамбур с противоположной стороны от купе проводника вообще убрали. И курить больше негде. По идее это замечательно. Да и новый закон запрещает курение в поездах.
Я сам не курю и терпеть не могу табачный дым, который проникает в коридор из тамбура в обычных вагонах.
Но ведь реальность такова, что многие курильщики — эгоисты, все равно курят и делают это в туалетах. А ведь там в отличие от туалетов в самолете нет никаких датчиков дыма. В итоге в замечательных двухэтажных вагонах все вынуждены отравляться табачным дымом при посещении туалетов. А в тамбуре, где вход в вагон, проводники не разрешают курить — они там часто ходят и проводят всякое обслуживание систем вагона.
Алиса Колесова, район Арбат:
- Мне очень понравился обзор со второго этажа и скорость движения. Поезд реально летит, а не тащится по перегонам. А минус в том, что на верхней полке второго этажа очень-очень тесно. Для ребенка может быть и нормально, но у меня рост 176, несколько раз довольно больно ударялась головой. Я понимаю, если вагоны сделать выше, они просто не во все тоннели войдут и не под всеми мостами проедут. Но, мне кажется, какие-то варианты решения проблемы искать надо.
В конце концов, есть целая наука — эргономика.
Егор Кучеренко, район Хамовники:
- В отличие от Европы наши железнодорожные пути не так идеально проложены и вагоны не так продуманы в плане комфорта подвески.
Поэтому вагоны во время движения весьма сильно качает. Риск получить травму при спуске по лестнице, когда вы собрались в туалет, весьма велик. Или если вам надо принести горячий чай или кипяток. Да и качает второй этаж сильнее, чем первый. Я ходил очень-очень аккуратно, держась за стены. Но пожилой человек или ребенок могут не удержаться, упасть и травмироваться. При мне, правда, таких случаев не было.
Олеся Крайнова, Таганский район:
- Внутри все новое, чистое и современное! В каждом купе у пассажиров своя розетка, на всем пути есть Wi-Fi, поэтому я сутки общалась с друзьями. В поезде все сделано для людей: на первом этаже три туалета — два обычных и один для инвалидов, на втором этаже один туалет. В туалетах все чисто, без запаха, даже бумага Zewa! Где это видано в других поездах? Поскольку состав новый, в нем не воняет и от одежды потом не несет поездом. Горячая вода для пассажиров наливается проводником из термопота! Там нет привычного самовара. Все табло работают, естественно! После посадки проводники приносят перекус, как в самолете: вода, крекер, джем, бутерброд, паштет, вафли, разовые приборы. А еще приносят зубной набор: щетка, паста, салфетка для обуви, влажная салфетка. Я ехала на втором этаже, ощущения классные, когда сидишь высоко! Второй этаж поместился за счет того, что немного опустили вагон вниз, купе стали ниже на 40 см, так как убрали третьи полки.
Артем Колесов, Пресненский район:
- Радует, что возле окна стоять вполне удобно, облокотившись на поручень — стандартный по высоте уровень.
В купе чисто, есть розетки на 220 В возле каждого места.
И места вполне достаточно внизу для чемоданов и уж тем более сумок. Вот только при посадке в вагоне не работал кондиционер, но зато в купе всегда комфортно.