Опрос

20 октября 1880 года Московский цирк на Цветном бульваре принял первых зрителей. Знаете ли Вы, кто являлся основателем цирка?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Эдуард Штейнберг. Путь от себя к себе

19 мая 2022 года. Работы художника Эдуарда Штейнберга. Фото: Виктор Великжанин, «ТАСС»
19 мая 2022 года. Работы художника Эдуарда Штейнберга. Фото: Виктор Великжанин, «ТАСС»
19 мая 2022 года. Работы художника Эдуарда Штейнберга. Фото: Виктор Великжанин, «ТАСС»
19 мая 2022 года. Работы художника Эдуарда Штейнберга. Фото: Виктор Великжанин, «ТАСС»

В Третьяковской галерее открылась выставка «Эдуард Штейнберг. Москва. Париж. Таруса». Она посвящена 85-летию со дня рождения художника (1937–2012), создавшего свой уникальный стиль, соединив пластику авангарда и иконописи. Картины из музейных и частных собраний России увидели и корреспонденты «МЦ».

Автопортрет, 1961 год. Фото: Виктор Великжанин, «ТАСС»
Автопортрет, 1961 год. Фото: Виктор Великжанин, «ТАСС»

Выставку «Эдуард Штейнберг. Москва. Париж. Таруса» открывает фильм Жана Бестинелли, близкого друга художника и его семьи. Французский документалист на протяжении многих лет снимал жизнь Штейнберга.

Первая картина экспозиции — автопортрет художника. Первые шаги в искусстве он сделал не без помощи отца — советского поэта, переводчика и художника Аркадия Штейнберга. Он учил юного Эдуарда тому, что искусство — это собственное интеллектуальное сознание, переданное художественными средствами. В картинах периода 50–60-х годов видно влияние искусства начала ХХ века, при этом везде четко прослеживается индивидуальность художника. В то время он рисовал пейзажи, наполненные яркими цветами, и натюрморты, в которых предметы были неразрывно связаны с пространством вокруг них, порой сливаясь со светлым фоном. Особая связь объектов и фона давала возможность Штейнбергу осмыслить окружающий мир и отразить свое видение на холсте. Эти натюрморты положили основу для следующего этапа в творчестве Эдуарда Штейнберга — белого, или метафорического периода. Самые внимательные посетители выставки заметят, что стены зала выстроены в форме креста. Оформлением занимался Евгений Подкидышев. В конце 1960-х годов Штейнберг крестился и подружился с Евгением Шифферсом — религиозным режиссером и философом, что во многом повлияло на творчество художника в период 1960–1970- х. Штейнберг уходит от отражения предметов и углубляется в изучение и осмысление геометрии. В его картинах все чаще появляются различные фигуры, в числе которых — крест.

Картина «Триптих», июнь 2008 года. Фото: Виктор Великжанин, «ТАСС»
Картина «Триптих», июнь 2008 года. Фото: Виктор Великжанин, «ТАСС»

— Эдуард всегда говорил о том, что он продолжатель многих традиций в русском искусстве. Он работал на синтезе абстракции, символизма и иконописи, — вспоминает куратор выставки Мария Бодрова. — Говорил, что без традиции русской иконы не смог бы работать, и подчеркивал, что среди всего многообразия русской иконы его больше всего привлекали и питали старообрядческие иконы, так как они были более лаконичны.

Особое внимание стоит уделить последним картинам автора. На выставке представлено 11 работ 2011 года. Для их создания художник использовал картон и гуашь. Цвета выбирал яркие: белые, черные, красные и зеленые. Так он возвращался к собственному творчеству и началу своего пути — ведь именно эти цвета чаще всего присутствуют в его пейзажах 50–60-х годов.

— Эдуард Штейнберг — один из самых известных представителей второй волны русского авангарда, который покорил публику уникальным талантом преобразовывать мир в геометрических формах на своих полотнах, — говорит культуролог Вера Абросимова. — Его творчество особенно популярно среди интеллигенции Москвы поколения 60–80-х годов. Эта выставка позволит открыть, понять и переосмыслить наследие художника для миллениалов и зуммеров, которые чаще других любят видеть отсылки к прошлым периодам нашей истории и интересуются тем, что позволяет взглянуть на реальность под другим углом.

Композиция, 2009 год. Фото: Виктор Великжанин, «ТАСС»
Композиция, 2009 год. Фото: Виктор Великжанин, «ТАСС»

Вера Абросимова уверяет, что тех, кто хорошо подкован и в истории, и в искусстве, критический взгляд художника сможет натолкнуть на мысли о том, как меняется реальность и что объединяет русское искусство по всему миру сквозь годы. Выставка работает в Новой Третьяковской галерее. Посетить ее можно до 31 июля.

КСТАТИ

В Третьяковской галерее открылась выставка «Мастера Возрождения. Реставрация графики. 2010–2022». Это итог работы отдела научной реставрации графики XVIII — начала XX века за последние 10 лет.

Новости партнеров