Эдуард Штейнберг. Путь от себя к себе
В Третьяковской галерее открылась выставка «Эдуард Штейнберг. Москва. Париж. Таруса». Она посвящена 85-летию со дня рождения художника (1937–2012), создавшего свой уникальный стиль, соединив пластику авангарда и иконописи. Картины из музейных и частных собраний России увидели и корреспонденты «МЦ».
Выставку «Эдуард Штейнберг. Москва. Париж. Таруса» открывает фильм Жана Бестинелли, близкого друга художника и его семьи. Французский документалист на протяжении многих лет снимал жизнь Штейнберга.
Первая картина экспозиции — автопортрет художника. Первые шаги в искусстве он сделал не без помощи отца — советского поэта, переводчика и художника Аркадия Штейнберга. Он учил юного Эдуарда тому, что искусство — это собственное интеллектуальное сознание, переданное художественными средствами. В картинах периода 50–60-х годов видно влияние искусства начала ХХ века, при этом везде четко прослеживается индивидуальность художника. В то время он рисовал пейзажи, наполненные яркими цветами, и натюрморты, в которых предметы были неразрывно связаны с пространством вокруг них, порой сливаясь со светлым фоном. Особая связь объектов и фона давала возможность Штейнбергу осмыслить окружающий мир и отразить свое видение на холсте. Эти натюрморты положили основу для следующего этапа в творчестве Эдуарда Штейнберга — белого, или метафорического периода. Самые внимательные посетители выставки заметят, что стены зала выстроены в форме креста. Оформлением занимался Евгений Подкидышев. В конце 1960-х годов Штейнберг крестился и подружился с Евгением Шифферсом — религиозным режиссером и философом, что во многом повлияло на творчество художника в период 1960–1970- х. Штейнберг уходит от отражения предметов и углубляется в изучение и осмысление геометрии. В его картинах все чаще появляются различные фигуры, в числе которых — крест.
— Эдуард всегда говорил о том, что он продолжатель многих традиций в русском искусстве. Он работал на синтезе абстракции, символизма и иконописи, — вспоминает куратор выставки Мария Бодрова. — Говорил, что без традиции русской иконы не смог бы работать, и подчеркивал, что среди всего многообразия русской иконы его больше всего привлекали и питали старообрядческие иконы, так как они были более лаконичны.
Особое внимание стоит уделить последним картинам автора. На выставке представлено 11 работ 2011 года. Для их создания художник использовал картон и гуашь. Цвета выбирал яркие: белые, черные, красные и зеленые. Так он возвращался к собственному творчеству и началу своего пути — ведь именно эти цвета чаще всего присутствуют в его пейзажах 50–60-х годов.
— Эдуард Штейнберг — один из самых известных представителей второй волны русского авангарда, который покорил публику уникальным талантом преобразовывать мир в геометрических формах на своих полотнах, — говорит культуролог Вера Абросимова. — Его творчество особенно популярно среди интеллигенции Москвы поколения 60–80-х годов. Эта выставка позволит открыть, понять и переосмыслить наследие художника для миллениалов и зуммеров, которые чаще других любят видеть отсылки к прошлым периодам нашей истории и интересуются тем, что позволяет взглянуть на реальность под другим углом.
Вера Абросимова уверяет, что тех, кто хорошо подкован и в истории, и в искусстве, критический взгляд художника сможет натолкнуть на мысли о том, как меняется реальность и что объединяет русское искусство по всему миру сквозь годы. Выставка работает в Новой Третьяковской галерее. Посетить ее можно до 31 июля.
КСТАТИ
В Третьяковской галерее открылась выставка «Мастера Возрождения. Реставрация графики. 2010–2022». Это итог работы отдела научной реставрации графики XVIII — начала XX века за последние 10 лет.