Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Ее фильмы смотрят и сегодня

Февраль 1972 года. Режиссер Татьяна Лиознова на съемочной площадке фильма «Семнадцать мгновений весны». АЛЕНТИН М
Февраль 1972 года. Режиссер Татьяна Лиознова на съемочной площадке фильма «Семнадцать мгновений весны». Валентин Мастюков, ТАСС
Февраль 1972 года. Режиссер Татьяна Лиознова на съемочной площадке фильма «Семнадцать мгновений весны». Валентин Мастюков, ТАСС
Февраль 1972 года. Режиссер Татьяна Лиознова на съемочной площадке фильма «Семнадцать мгновений весны». Валентин Мастюков, ТАСС

Сто лет со дня рождения замечательного режиссера Татьяны Лиозновой исполняется 20 июля. В этот день ее будут вспоминать коллеги и ученики, поклонники ее фильмов. «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», «Семнадцать мгновений весны» — она подарила нам свои гениальные работы, такие разные! Но представить без них наше кино просто невозможно...

А накануне юбилея, 18 ию- ля, в центре Москвы, на Воздвиженке, дом 1, в книжном клубе «Достоевский» прошел вечер, посвященный Татьяне Михайловне. Подобные мероприятия уже стали традицией: в этом году в «Достоевском» вспоминали Бориса Васильева, Василя Быкова и Владимира Богомолова. Организацией мероприятий занимается Российское военно-историческое общество при поддержке Департамента культуры Москвы, в случае с подготовкой вечера в честь Татьяны Лиозновой РВИО трудилось рука об руку с Киностудией им. М. Горького, работе на которой великая Лиознова отдала много лет. На будущее — следите за афишами: мероприятия РВИО проходят бесплатно, двери открыты для всех, а впечатлений будет множество, ведь на вечерах чего только не бывает, даже песни поют!

Закалялась, как сталь

...Танечка Лиознова была очень маленькой и хрупкой. В детстве — совсем как веточка. А глаза — бездонное темное небо, посмотришь в них — закачаешься. Война отобрала у нее многих родных и отца — он пропал без вести. Позже она вспоминала: «Остались одни бабы...»

После школы она поступила в авиационный институт, а затем, поняв, что ошиблась, отправилась во ВГИК. О судьбе и заслугах Татьяны Михайловны рассказал «МЦ» киновед Алексей Тремасов.

О характере Татьяны Михайловны ходят легенды...

Лиознову называли «железной леди советского кино» не напрасно: если она чего-то хотела, то, невзирая ни на что, шла к своей цели. После сумасшедшего успеха фильма «Три тополя на Плющихе» ей, по сути, открылись любые двери любых кабинетов, к ней относились с уважением и любовью, хотя всем было известно, как непрост ее характер. Все понимали, что ей можно доверить любой проект и он станет, как сказали бы сейчас, хитом. Лиознова умела работать с командой. И свою команду она собрала, объединив тех, кому доверяла. Например, она всю жизнь работала с оператором Петром Катаевым, он и умер во время съемок ее последней картины.

Вячеслав Тихонов в роли Штирлица в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», РИА Новости
Вячеслав Тихонов в роли Штирлица
в фильме Татьяны Лиозновой
«Семнадцать мгновений весны», РИА Новости 
Фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» вышел в 1967 году. Главные роли нем сыграли Олег Ефремов (Саша) и Татьяна Доронина (Нюра), Фото: кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»
Фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» вышел в 1967 году. Главные роли нем сыграли Олег Ефремов (Саша) и Татьяна Доронина (Нюра), Фото: кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»

В ней была жесткость: она с полувзгляда понимала, кто ее не устраивал, говорила об этом, не церемонясь, с людьми расставалась без сожалений, но это оправдывалось тем, что так она добивалась желаемого результата. И да, судьба ее испытывала не раз, и жестоко… После войны она осталась вдвоем с мамой. Ей пришлось сменить отчество «Моисеевна» на «Михайловна», и через все терзания евреев ей пришлось пройти, начиная со школы, где ее дразнили, и заканчивая периодом после окончания института, когда в СССР развернулась кампания по борьбе с космополитизмом с антисемитским характером. Но острые ситуации закаляли ее. Сергей Герасимов собирался выгнать ее за профнепригодность, но она доказала свою состоятельность, поставив танец «Кармен», который вошел потом в фильм о молодогвардейцах как танец Любки Шевцовой. И спустя 10 лет после окончания ВГИКа, когда Лиознова сидела без работы, Герасимов отдал ей свой сценарий — так Лиознова сняла дебютную картину «Память сердца». И в период малокартинья она не унывала — Лиознова прекрасно шила и зарабатывала шитьем, строчила халаты подругам, и не только… 

Все продумано до кадра

В «Семнадцати мгновениях весны» немцы чуть ли не впервые были показаны как умные враги. Они даже обладали неким обаянием… Известно, что племянники Шелленберга даже написали благодарственное письмо за образ дяди Вальтера.

Татьяна Михайловна вспоминала, что, прочитав произведение Юлиана Семенова, она сразу поняла, что хочет его экранизировать — только потому, что в нем фашисты были показаны не серой массой, не карикатурно, как часто бывало, не дурачками с губными гармошками, а индивидуальными личностями, сильными противниками. Но, к слову, она была не первой в этом смысле: вспомните «Щит и меч» Владимира Басова. Лиознова выбирала актеров, которые были интересны ей, поэтому в итоге и получился фильм, который держит нас в напряжении, хотя особенного динамического действия в нем нет — немцы просто ходят, разговаривают, общаются, мы наблюдаем в основном за их внутренними монологами и слышим лишь голос Ефима Копеляна за кадром. В этом было новаторство Лиозновой. Замечу, что для 1973 года это был очень большой фильм, 12 серий, причем каждая серия сама по себе была снята как художественный фильм. Тогда кино снималось не так, как сейчас, подходили к этому очень тактично, расстановочно, а съемки длились почти три года. 

Но как все-таки могли позволить такую «подачу» материала?

Существует версия, что фильм этот заказал лично Юрий Андропов. К юбилею Победы готовились заранее, и ему было важно, чтобы сняли картину о советских разведчиках. К фильму были представлены два серьезных консультанта из КГБ, и без личного одобрения Андропова фильм бы не вышел. В нем, кстати, снимались только звезды — Татьяна Михайловна была нацелена на это. В итоге картина поставила рекорд по количеству участвующих в нем народных артистов СССР.

Лиознова преподавала, выпустила курс студентов. Кого-то из молодых звезд ей удалось открыть?

Скажу иначе. Ее заслуга в том, что она показывала многих артистов в новых ипостасях и с другой, неожиданной стороны и после ее фильмов они обретали звездный статус. Кстати, если Лиознова кого-то и открыла, то, конечно, Екатерину Градову: радистка Кэт стала ее визитной карточкой.

В фильмах Лиозновой всегда потрясающая музыка. Интересно, а могла ли она сказать, например, великому Таривердиеву, что ей что-то не нравится?

Татьяна Михайловна могла сказать что угодно и кому угодно. Про Таривердиева не знаю, но Дунаевский рассказывал, как она мучила его с «Позвони мне, позвони…». Он написал шесть вариантов, но ни один ее не устраивал. И тогда он пошел на хитрость — заново сыграл первый. «Ну вот, то, что нужно!» — кивнула Лиознова. Кстати, Пахмутова сначала наотрез отказывалась, чтобы ее «Нежность» пела в фильме какая-то деревенская женщина, сидящая в такси. Но потом посмотрела отснятый материал и согласилась.

 

КСТАТИ

В 1952 году Т. Лиознова совместно с С. Герасимовым и С. Самсоновым поставила спектакль по пьесе Хэ Цзинчжи и Дин Ни «Седая девушка» в Театре имени Е. Б. Вахтангова.

Новости партнеров