Его заслуг хватит на несколько жизней
На доме 30/2 на улице Пречистенке установлена мемориальная доска, выполненная скульптором Андреем Забалуевым и архитектором Василием Перфильевым. С 1974 по 1983 год здесь жил руководитель штаба строительства Байкало-Амурской магистрали Дмитрий Николаевич Филиппов. 1 августа ему бы исполнилось 80 лет.
Видный общественный и государственный деятель Дмитрий Филиппов родился 1 августа 1944 года в Югре, Кемеровская область. За свою короткую, но яркую жизнь он успел очень многое — возглавить штабы строительства Байкало-Амурской магистрали и освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, поработать секретарем Ленинградского областного комитета КПСС по промышленности и даже возглавить Государственную налоговую инспекцию по Санкт-Петербургу.
Успешная карьера
По словам доцента исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Юрия Борисенка, Дмитрий Филиппов — это человек, у которого заслуг хватит на несколько жизней.
— Он прошел совершенно уникальный путь, — говорит Юрий Борисенок. Дмитрию Николаевичу Филиппову, который в 1974 году стал секретарем ЦК ВЛКСМ и руководил штабом строительства БАМа, только исполнилось 29. Но за плечами у него были Ленинградский электротехнический институт и работа на объединении «Позитрон» в Ленинграде. Совсем недолго он проработал секретарем Ленинградского обкома ВЛКСМ. Но человеком он был настолько талантливым, что его бросили на строительство БАМа. А это стройка не только уникальная, но и крайне сложная.
Историк рассказывает, что в 1986 году Дмитрий Филиппов стал секретарем Ленинградского горкома партии по промышленности. В 1989 году он стал единственным партийным лидером Ленинграда, которому удалось победить на выборах в Ленсовет. А когда надо было создавать налоговую службу в рамках современной экономики, он многого достиг и на этом пути (в 1990–1993 годах был начальником Государственной налоговой службы по Санкт-Петербургу). А потом перешел в крупный бизнес и стал одним их тех людей, которые создавали бизнес-картину Петербурга.
Вожак великих строек
По словам российского литератора, писателя, публициста, краеведа, поэта, заместителя главного редактора журнала «Историк» Арсения Замостьянова, забывать о таких людях просто нельзя. Уж больно яркий след они оставили в недавней истории страны, являясь людьми абсолютно незаурядными.
— Дмитрий Филиппов рано проявил себя как талантливый инженер и управленец, организатор «великих комсомольских строек», — говорит Арсений Замостьянов. — В доме на Пречистенке он прожил всего девять лет. А большую часть времени проводил в командировках — на Дальнем Востоке, в Сибири, там, где создавался экономический потенциал страны.
Он отметил, что Филиппов был настоящим практиком, целеустремленным человеком, с исследовательской жилкой.
— Дмитрий Николаевич с первых дней строительства БАМа в 1974 году возглавлял его штаб. И не только формировал комсомольские отряды, но и разрабатывал стратегию строительства магистрали, — говорит эксперт. Арсений Замостьянов особо подчеркивает, что БАМ был фантастически сложным проектом. За ним следили во всем мире, надеясь на осечку советской индустриальной системы, признавая при этом, что БАМ принесет стране невиданные возможности.
— Стройка получила статус ударной комсомольской, — продолжает Замостьянов. — Но руководителю штаба приходилось действовать шаг за шагом, от проблемы к проблеме. Рабочим и инженерам приходилось не только прокладывать дорогу, но и строить станции, города, предприятия. Налаживать снабжение и для стройки, и для жизни людей. Многие из них и в наше время вспоминают:
«Нас сюда позвал Филиппов». Сегодня мы видим, насколько важна Байкало-Амурская магистраль для России. Уже не нужно доказывать, что магистраль остро необходима России, нашей экономике. Это аксиома. А было время, когда в БАМ верили только такие люди, как Филиппов.
А еще Филиппов сумел стать одним из тех людей, кто не позволил уничтожить отечественную индустрию в годы распада Советского Союза.
— Еще в середине 1990-х Дмитрий Филиппов выдвинул план развития промышленности, который предполагал идею экономического суверенитета России, — рассказывает историк. — Сейчас опыт Филиппова снова очень востребован как на самом БАМе, так и на многих предприятиях, которые стремятся работать качественно и быстро. Даже в тяжелые кризисные времена он считал Россию могущественной державой — и исходил из великого будущего нашей страны. И это еще один урок Филиппова, который актуален в наши дни.
ТОЧКА НА КАРТЕ
Мы начинаем новую рубрику «Точка на карте». В ней расскажем о домах, в которых живет история, скульптурах и памятниках, просто интересных и необычных местах округа и людях, с ними связанных, мимо которых многие из нас проходят каждый день, иногда не обращая внимания на их уникальность или не зная, что же скрывается за красивыми фасадами. Остановитесь на минутку. Оглянитесь вокруг. У нас есть что посмотреть!
А ВЫ ЗНАЛИ?
2230 мостов насчитывается на Байкало-Амурской магистрали. Маршрут пересекает 11 крупных водоемов и семь горных хребтов.
ЦИФРА
170 тысяч человек (строителей, железнодорожников и комсомольцев) награждены медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» за девять лет.