Эхо Нюрнберга: правда и боль эпохи
На Арбате, напротив дома номер 17, до 2 апреля будет работать уличная фотовыставка «Нюрнбергский процесс. Взгляд из Москвы». Задержите шаг, проходя мимо нее: она того стоит.
Поколению людей 50+ про Меж дународный военный трибунал, что проходил в Нюрнберге в 1945– 1946 годах, рассказывать специально не нужно: какие-то сведения, возможно, со времени школы и были позабыты, но в целом все помнят, что это был суд, проведенный странами-союзниками по антигитлеровской коалиции, осудивший нацистских главарей. Возможно, вы будете поражены, но спросите у собственных детей, а знают ли они что-либо об этом процессе. Удивитесь, но, скорее всего, ответ развернутым не будет. Да, что-то слышали, но не более! Между тем знать это нужно.
Инициатором был СССР
По мнению организаторов выставки, одна из ее задач — подчеркнуть то значение, которое имел для самой идеи осуществления и подготовки трибунала в Нюрнберге СССР. И то, что именно наша страна была инициатором показательного рассмотрения преступлений нацистов во время войны, на выставке всемерно подчеркивается. Вдумайтесь только: СССР, «тюрьма народов» в понимании Запада, настаивал на проведении открытого процесса, тогда как западные демократии предлагали без суда и следствия расстрелять нацистских преступников... Но в чем заключается принципиальная разница в этих двух подходах? Она проста и очевидна: СССР хотел, чтобы мир узнал правду о том, что происходило во время войны, правду о чудовищной жестокости нацистов, количестве жертв, садизме... Эта правда нужна была для того, чтобы ад войны не повторился, а нацизм был уничтожен как явление — дотла, до нуля, до полного исчезновения. Нужно ли это было Западу? Большой вопрос...
Кстати, к слову, как говорится. В 2021 году в Центральном музее Вооруженных сил в Москве к 75-летию окончания Нюрнбергского процесса (он завершился в 1946-м) была организована потрясающая выставка портретов главных нацистских преступников, которые талантливый художник-фронтовик Николай Жуков создал с натуры в зале заседаний трибунала. Они прятали от него лица, закрывали их руками и газетой, но он все же запечатлел их для истории — зверей в человеческом обличье. Так вот, эти фантастические портреты — чистые шаржи, хотя и писанные с натуры, — никогда ранее не экспонировались, если не считать выставки, проведенной к 25-летию Нюрнбергского процесса. Почему? Представьте только: в СССР полагали, что портреты преступников незачем показывать! Но оказалось — это в корне неправильная точка зрения. Их надо было показывать!
Точно так же, как надо организовывать выставки, подобные этой, открытой в самом центре города — поскольку от нацизма стоит прививаться любым способом, таким — в том числе. Но изрядное время было упущено, и к каким последствиям это привело, все мы знаем.
При чем тут государь
То, что в давней истории не остается белых пятен, — это большая иллюзия. Пятна остаются, но главное — некоторые исторические события выпадают из сознания, особенно молодого поколения, а вот чем заполняются там лакуны — вопрос. На фотовыставке даже во время обычной прогулки по городу москвичи и гости столицы могут узнать множество подробностей Нюрнбергского процесса. В этом им помогут не только пояснительные надписи, но и сами фотографии и архивные документы, иллюстрирующие ход трибунала, а также их комментарии, основанные на мнении историков, рассказах очевидцев и участников процесса.
Но — стоп. А при чем тут Николай II? Да, к Нюрнбергскому процессу он никакого отношения не имеет, естественно. Но знаете ли вы, что более ста лет назад именно российским императором Николаем II были инициированы знаменитые Гаагские мирные конференции? Идея честных международных судов принадлежала ему.
Кстати, к началу Нюрнбергского процесса СССР уже имел некий опыт в проведении пусть не столь масштабных, но все же открытых и показательных судов над нацистскими преступниками и их пособниками. Такие суды начались в 1943 году в Харькове и Краснодаре, и их вполне можно назвать предтечей Международного военного трибунала. СССР добился открытого трибунала, ссылаясь на международное право, а именно на те самые решения, которые были приняты в ходе мирных конференций в Гааге, инициированных еще российским императором!
Фильм как повод
Безусловно, интерес к выставке может спровоцировать и художественный фильм «Нюрнберг» Николая Лебедева, недавно вышедший в прокат. В нем трибунал — не основа сюжета, а скорее его историческая рамка. Однако если вы сходили в кино и почувствовали, что в исторических знаниях сущестует пробел, начать восполнять его можно с посещения выставки под открытым небом. Может быть, благодаря этой истории вы увлечетесь изучением прошлого нашей страны.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сегодня важно напоминать о выводах Нюрнбергского трибунала. Это особенно актуально сейчас, когда тот мир, который существовал 75 лет, на наших глазах рушится, а итоги Второй мировой войны пересматриваются. Нюрнбергский процесс начинался в атмосфере единства держав-победительниц, а заканчивался уже после начала холодной войны. Подсудимые пытались затянуть процесс, они надеялись, что разногласия между западными странами и Советским Союзом зайдут так далеко, что никакая совместная деятельность окажется невозможной. Но это не сработало. И в этом один из важнейших уроков Нюрнберга: каковы быни были расхождения, всегда есть возможность объединиться для борьбы с абсолютным злом, каким был нацизм.