Екатерина Дубакина: Я не героиня. Ну и пусть!
Молодой театральный режиссер и в прошлом артистка Московского театра на Малой Бронной, ставшая известной зрителю после выхода сериала «Моя прекрасная няня», рассказала «МЦ» о том, почему никогда не будет играть в своих спектаклях.
Рыжая симпатяшка Маша — дочка героя Сергея Жигунова и подруга няни Вики — эта роль стала для Кати Дубакиной проводником в «мир узнаваемых лиц». Сейчас Екатерина — режиссер нового независимого авторского театра ТДМ, которому в сентябре исполняется четыре месяца.
— Екатерина, с началом нового театрального сезона вас! Как прошло лето?
— Летом я в основном занималась подготовкой к новому сезону. Много надо было решать вопросов — юридических, организационных. Я открыла для себя, что значит «завести билеты в продажу», сама делала сайт. Много пришлось нового узнать.
— Ну и как вам такая работа?
— Мне нравится. Узнавать новое интересно и полезно. Ученые говорят, новые нейронные связи оздоравливают организм. И всегда хочется что-то делать, если понимаешь цель. Она оправдывает любые сложности.
— А ваша цель...
— Мои спектакли. У нашего театра есть сверхзадача: мы делаем спектакли, которые заставят зрителя сопереживать. Чтобы получился откровенный разговор со зрителем и мир стал чуточку лучше.
— С чего же вы начали сезон?
— Мы сыграем спектакль «Марьино поле» 16 сентября в КЦ ЗИЛ и начинаем репетировать новый спектакль. Через пару недель вся информация появится на нашем сайте. Есть план на детский спектакль. Работа над ним начнется чуть позже. Читаю много пьес, ищу материал — и он находится. Но нужно иметь хотя бы три-пять вариантов, чтобы выбрать тот, который будет интересен и созвучен времени.
— Ваш театр называется ТДМ — Театр Дело Молодых. Значит ли это, что дорога возрастных артистов к вам закрыта?
— Ни в коем случает! ТДМ — это не про возраст, а про состояние души, энергию. Я вообще считаю, что самый молодой артист современности — Виктор Сухоруков. Он настолько всеобъемлющ: мне кажется, это и есть внутренняя молодость.
—Как совсем юный театр не сталкиваетесь с высокомерным отношением со стороны зубров?
— Нет, даже наоборот. Мы вызываем любопытство, интерес. Но это не значит, что нам все двери открыты. Сейчас вопрос в том, как мы себя поведем с творческой точки зрения. Нужно постараться. Конкуренция в Москве огромная. По 70–100 только театральных мероприятий за вечер проходит. А многие, когда идут в театр, хотят войти в шикарное фойе с мраморными колоннами. У нас такого нет. Поэтому нам нужно быть интересными и как-то привлекать зрителя. Говорят, что сарафанное радио в нашей среде работает. Мне предстоит это проверить.
— На какого зрителя вы делаете ставку?
— Мне, как и любому режиссеру, кажется, что наш театр для всех. С одной стороны, мы ищем свой язык и современную театральную выразительность, но при этом продолжаем традицию нашей мастерской, ГИТИСа — стремимся рассказывать истории о людях. «Телеграмма в зал» — так называл это Андрей Гончаров. Важно, о чем вы хотите поговорить со зрителем.
— Как бы вы как актриса оценили свою работу как режиссера?
— Я понимаю, что к артисту нужно быть внимательным. Стараться делать так, чтобы он раскрывался. Я один раз работала одновременно актрисой и режиссером. Не буду продолжать этот опыт.
— Почему? Трудно было совмещать?
— Артисту нужен режиссер, а режиссеру — артист. Сложно работать без взгляда со стороны. Я попыталась в спектакле «Самоубийца» года три назад: тогда я только начинала как режиссер. Нам повезло, все случилось. Но повторять не буду.
— По съемкам в кино не скучаете? Увидим вас на экранах?
— Это не от меня зависит. Но поскольку я занимаюсь своим театром, то не испытываю дефицита в актерской профессии. У меня все насыщенно и так.
— У вас образ такой романтичный. Вас легко обидеть?
— Я вообще необидчивый человек. Когда со мной поступают нечестно, я бы даже и хотела обидеться и пострадать, но подключается характер. Так родители воспитали: надо идти вперед и поменьше оглядываться. Идти и делать. А трудности я люблю — они нас проверяют.
— А если вам предложат поучаствовать в каком-нибудь сериале, что будете делать? Не отодвинете же новый театр?
— Буду пытаться совмещать. Я еще не до конца убила в себе актерские надежды и желания.
—В списке ваших ролей много подруг героини...
— Ну, вот такая философия, что я не героиня. Ну, пусть так. Я вообще не очень верю в эти форматы. Они обедняют. Не только в кино, в театре тоже такое бывает: попал в какое-то амплуа и не можешь вырваться из него всю жизнь. В идеале надо артистов пробовать в разных качествах. Быть смелее.
— Все ваше время занимает работа в театре. Почти уверена, вам и прогуляться-то некогда.
— Ну почему же? Парк Горького, «Музеон» — всегда там бываю. Мои любимые парки. Мне нравится, какими они стали. Большая часть моей жизни прошла в районе Театра на Малой Бронной, института ГИТИС. Я недалеко от института жила, поэтому каждый день ходила по Тверской пешком, на учебу с учебы. Это моя родная среда. Я люблю Новую Третьяковку: раз в полгода туда прихожу.
СПРАВКА
Екатерина Дубакина родилась в 1989 году в Севастополе. Училась в Колледже музыкально-театрального искусства No 61 имени Г. Вишневской, в художественной школе при Третьяковской галерее, музыкальной школе. Окончила ГИТИС, режиссерский факультет, актерскую группу. В 2010 году была принята в труппу Московского театра на Малой Бронной. Здесь она выступила как режиссер и автор сценического пространства спектакля «Самоубийца», автор идеи спектакля «Особые люди». Впервые снялась в кино в 2004 году в фильме «Одинокое небо».