Эстетика городских стен
Граффити — вполне привычное слово для современного москвича. Корреспондент «МЦ» на примерах центра столицы рассказывает, как «настенные надписи» постепенно стали, безо всяких шуток, украшением города.
Заборы и стены Москвы многие годы вызывали у жителей и коммунальщиков зубовный скрежет. Нецензурные надписи с ошибками встречались на каждой вертикальной поверхности. Городские власти прикладывали немало сил, чтобы стереть со стен и заборов этот вандализм. Но по мере того, как росло мастерство «настенных художников», ситуация изменилась. «Это даже красиво», — решили многие владельцы городских зданий.
Сегодня согласованное с ними или городскими службами расписывание стены уже не карается крупным штрафом в соответствии с КоАП: граффити стали элементом визуального оформления. В Москву потянулись уличные художники, включая достаточно известных. Их приглашением мы обязаны многочисленным арт-мастерским. Так появились официальные граффити, создающие арт-объект из обычного ТРЦ, или муралы.
Помимо муралов, существуют так называемые легалы. Это несколько иной вид уличного искусства: заказчиком в таких случаях выступает управа, коммунальные службы или даже ТСЖ дома. Заказывая граффити, они исходят из желания украсить, расцветить скучные объекты, бойлерные или гаражи.
— Еще десять лет назад в плане граффити и, шире, уличного искусства, Москва вполне напоминала первобытный сортир, — полагает столичный фотограф Василий Андреев. — Наскальной живописи и тогда было много, но художественной ценности и смысловой нагрузки эта живопись не имела. Сейчас в городе работают художники с мировым именем, а многие граффити представляют собой произведения искусства.
Фотограф, многие часы проводящий на улицах Москвы, напомнил: ряд известных ТРЦ, кинотеатров или клубов, претендующих на звание «культурного места», расписывали зарубежные мастера баллончика, имеющие десятки тысяч подписчиков в соцсетях.
Еще несколько лет назад заметную часть заборов украшали свирепые фанатские граффити сторонников столичных и мировых футбольных клубов.
— Их мало потому, что неформалы ушли в интернет, как и многие другие, — считает Андреев. — Ибо там безнаказанность.
Появились сообщества фотографов и москвоведов, мимо фотообъектива которых не проскочит ни одно новое творение.
Никнеймы (прозвища) авторов известны благодаря тому, что фото своих работ они выставляют в популярных сетевых группах. Около двух лет назад крупные команды райтеров начали подписывать соглашения с вузами, музеями, библиотеками. Итогом стало включение стенной росписи в общую канву какого-либо культурного события города, акции, перформанса. Например, цикл лекций о гуманистах XX века привел к появлению на стенах портретов педагогов Януша Корчака, Николая Кюнга, Антона Макаренко и психолога Льва Выготского.
КСТАТИ
Граффитчики (графферы и райтеры) носят кроссовки или кеды, широкие штаны, футболки, толстовки с капюшоном, рюкзак с баллончиками краски и аэрографом. Во время расписывания стен райтеры надевают то, что не жалко запачкать. Особенно важны респиратор (платок) на рот и нос, чтобы избежать попадания краски в дыхательные пути. Также нужны им и защитные очки для глаз.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Никас Сафронов, художник:
— Я к граффити отношусь вполне положительно, главное, чтобы в композиции был смысл. Есть граффити и компьютерные технологии, но мне они не очень близки. Хотя, если уличное искусство отсылает к классическим живописным канонам, то это хорошо. Однако я не забываю, что это особая техника. Гораздо хуже — используемые сейчас краски.
Так, несколько лет назад мне расписывали стены в доме акрилом. Чуть позже получилось так, что протекла стена, в результате чего краска отслоилась. Просто, если бы это была классическая темпера, такого бы не произошло.