Опрос

Памятник Александру Пушкину перенесли с Тверского бульвара на Страстную площадь, ныне Пушкинскую, 15 августа 1950 года. Знаете ли Вы, какое сооружение стояло на месте памятника?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Это магия? Нет, это физика: для школьников провели конкурс точных наук

В ожидании начала Межпредметного конкурса дети разглядывают проекты своих сверстников. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»
В ожидании начала Межпредметного конкурса дети разглядывают проекты своих сверстников. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»
В ожидании начала Межпредметного конкурса дети разглядывают проекты своих сверстников. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»

Педагоги школы №1574 подготовили для юных москвичей Межпредметный конкурс «Живая математика». Опыты, эксперименты и логические задачки — то, в чем ребята cмогли себя попробовать 24 марта. Конкурс провели в стенах школы уже в десятый раз.

Ребят собралось около 200 из 30 школ. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»
Ребят собралось около 200 из 30 школ. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»

В 10:00 учебное заведение заполнилось школьниками со всей Москвы. Ребят собралось около 200, рассказала Татьяна Бойкова, руководитель структурного подразделения учреждения. В ожидании начала Межпредметного конкурса дети познакомились с проектами своих сверстников. Затем педагоги пригласили школьников наверх, чтобы они приступили к выполнению заданий.

Межпредметный конкурс рассчитан на учеников 6-х и 7-х классов.

— Именно в этом возрасте они любопытны, с жадностью хватают любую информацию и задают уйму вопросов, — добавляет руководитель структурного подразделения Ольга Пояркова, пока ведет меня по школе.

Ребятам предлагается пройти четыре конкурсных этапа. На первом детям необходимо решить пять математических задач.

— Задачи, скорее, на логику и далеко выходят за рамки обычных школьных заданий. Их специально для конкурса разработали наши математики, — с гордостью рассказывает Ольга Пояркова.

Первый этап конкурса: детям необходимо решить пять математических задач, где нужны не просто знания по предмету, но и находчивость. Фото: предоставлено школой №1574
Первый этап конкурса: детям необходимо решить пять математических задач, где нужны не просто знания по предмету, но и находчивость. Фото: предоставлено школой №1574

Второй и третий этапы представляют собой знакомство с естественными науками через зрелищные эксперименты. В части коридора, оборудованном под лабораторию, мужчина в халате и очках — как и подобает истинному химику — деловито переставляет различные колбы и баночки и приглашает школьников занять свои места. Когда дети усаживаются, он начинает демонстрацию опытов. Жидкости меняют цвет и кипят. Дети жадно следят за происходящим и толкают друг друга в бок: «Смотри, смотри!».

— Весь секрет в том, что они уже видели эти вещества, только не знали названий. А это кислоты, которые окружают нас буквально повсюду, — шепотом добавляет Ольга Пояркова, в то время как химик в халате размешивает содержимое колбы, а цвет становится из пурпурного прозрачным.

Второй и третий этапы представляют собой знакомство с естественными науками через зрелищные эксперименты. Химическая лаборатория. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»
Второй и третий этапы представляют собой знакомство с естественными науками через зрелищные эксперименты. Химическая лаборатория. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»

Пока эмоции и ощущения свежи в памяти, детей отводят в кабинет неподалеку, чтобы они описали увиденные опыты на бумаге. Кроме этого, ребята получают несколько небольших пробирок с теми же веществами, чтобы повторить эксперименты.

Дальше наступает третий этап, включающий в себя задания по физике. Специальный кабинет расположен рядом с интерактивной выставкой в фойе школы, подготовленной старшеклассниками. Здесь школьникам рассказывают об оптических иллюзиях, строении спектральной трубки, принципе водяной воронки. Ребята сами пробуют выстрелить мячиком с помощью сжатого воздуха и добыть электричество из лимона. Рядом с одной из стоек раздается возглас потрясенного мальчика: «Это магия!». — «Нет, это физика», — улыбаясь, отвечает ему старшеклассница.

Интерактивная выставка, подготовленная старшеклассниками школы. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»
Интерактивная выставка, подготовленная старшеклассниками школы. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»

Один из молодых людей, который сейчас находится около стойки и рассказывает о взаимодействии отрицательных и положительных полей 13-летним ребятам, сам когда-то был участником конкурса.

— Когда я был в 6-м классе, я тоже принимал участие в этой олимпиаде. Сейчас вызвался помогать. Это было очень интересно и тогда, но сейчас здесь больше всяких новых приспособлений и приборов, — рассказал Антон Курский, старшеклассник школы №1574.

Между тем детей группами отправляют в кабинет физики решать задачи. Ребята нехотя оставляют физические фокусы. Однако и в кабинете ребят ждали опыты. Школьникам показали, как зажечь лампочку при помощи нагретого воздуха, и объяснили принцип работы будильника. Ребята очень оживленно обсуждали опыты, делились своими измышлениями, а после того как сдали решенные задания, остались и задавали дополнительные вопросы.

Елена Егорова объясняет конкурсантам принцип перехода одной энергии в другую. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»
Елена Егорова объясняет конкурсантам принцип перехода одной энергии в другую. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»

— Конкурс в целом посвящен математике, но любые другие явления — физические и химические, — которые мы сегодня здесь показываем детям, связаны с вычислениями. Все эти точные науки сцеплены вместе и развивают логику ребенка. А наглядные опыты позволяет поразмыслить над каким-либо явлением не просто глядя в листок. Даже тот, у кого туго с логикой, глядя на эксперимент, гораздо проще представляет принцип работы чего-либо, — комментирует Елена Егорова, учитель физики школы №1574.

Последним в рамках межпредметного конкурса для ребят является заочный этап. Каждому участнику поручили самостоятельно провести опыт в домашних условиях, снять этот процесс на камеру и прислать комиссии школы на электронный адрес. Надо сказать, что в заданиях в точности не указывается, что именно нужно сделать школьнику. Его задача придумать, как применить тот или иной физический или химический принцип, и продемонстрировать его работу наглядно.

Приборы на интерактивной выставке по занимательной физике. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»
Приборы на интерактивной выставке по занимательной физике. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»

Пока все дети собираются домой, бурно обсуждая задания и опыты, один малыш задерживается у опустевших стоек и продолжает их разглядывать.

— Так интересно, мне рассказали многие принципы, по которым работают вещи. Теперь знаю, как сконструировать фонтан, приду домой и соберу для себя. А вот это мне не объяснили…, — указывает он рукой на один из приборов. — Наверное, это насос, который заполняет воздухом колбу, и из-за разницы в давлении шарик внутри или становится больше, или уменьшается. А это… горелка, поршень… Это, наверное, паровой двигатель, — заключает Илья Галкин, в задумчивости поправляя очки на переносице.

— Все верно, — подтвердила подошедшая сзади учительница химии. — Именно для таких детей мы и работаем. Часто судьбу человека решает какая-то мелочь, деталь, разговор. Приходит некая вспышка: «Я хочу заниматься именно этим!». С этой целью мы и собираемся здесь — подтолкнуть детей к науке, — улыбаясь, заключает Наталья Терехова и оглядывается на ребенка, который продолжает подробно изучать стойки с приборами.

Стенд на интерактивной выставке по занимательной физике. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»
Стенд на интерактивной выставке по занимательной физике. Фото: Мария Иванова, «Вечерняя Москва»

Конкурс завершен, дети расходятся по домам, а педагоги довольны проделанной работой.

— Мы и дальше будем продолжать проводить этот конкурс. Нам нравится эффект: дети воодушевлены, настроены развиваться. Главная наша задача — отойти от «бумажного» изучения науки. Ребятам гораздо интереснее увидеть процесс своими глазами, чем прочитать о нем в учебнике. Так они и усваивают больше, — делится Ольга Пояркова.

После конкурса я выхожу из школы с мыслями о том, что, возможно, сегодня видела кого-то, кто в будущем сконструирует новую ракету или выведет формулу, которая изменит фундаментальные представления о мире.

 

Новости партнеров