Это магия? Нет, это физика: для школьников провели конкурс точных наук
Педагоги школы №1574 подготовили для юных москвичей Межпредметный конкурс «Живая математика». Опыты, эксперименты и логические задачки — то, в чем ребята cмогли себя попробовать 24 марта. Конкурс провели в стенах школы уже в десятый раз.
В 10:00 учебное заведение заполнилось школьниками со всей Москвы. Ребят собралось около 200, рассказала Татьяна Бойкова, руководитель структурного подразделения учреждения. В ожидании начала Межпредметного конкурса дети познакомились с проектами своих сверстников. Затем педагоги пригласили школьников наверх, чтобы они приступили к выполнению заданий.
Межпредметный конкурс рассчитан на учеников 6-х и 7-х классов.
— Именно в этом возрасте они любопытны, с жадностью хватают любую информацию и задают уйму вопросов, — добавляет руководитель структурного подразделения Ольга Пояркова, пока ведет меня по школе.
Ребятам предлагается пройти четыре конкурсных этапа. На первом детям необходимо решить пять математических задач.
— Задачи, скорее, на логику и далеко выходят за рамки обычных школьных заданий. Их специально для конкурса разработали наши математики, — с гордостью рассказывает Ольга Пояркова.
Второй и третий этапы представляют собой знакомство с естественными науками через зрелищные эксперименты. В части коридора, оборудованном под лабораторию, мужчина в халате и очках — как и подобает истинному химику — деловито переставляет различные колбы и баночки и приглашает школьников занять свои места. Когда дети усаживаются, он начинает демонстрацию опытов. Жидкости меняют цвет и кипят. Дети жадно следят за происходящим и толкают друг друга в бок: «Смотри, смотри!».
— Весь секрет в том, что они уже видели эти вещества, только не знали названий. А это кислоты, которые окружают нас буквально повсюду, — шепотом добавляет Ольга Пояркова, в то время как химик в халате размешивает содержимое колбы, а цвет становится из пурпурного прозрачным.
Пока эмоции и ощущения свежи в памяти, детей отводят в кабинет неподалеку, чтобы они описали увиденные опыты на бумаге. Кроме этого, ребята получают несколько небольших пробирок с теми же веществами, чтобы повторить эксперименты.
Дальше наступает третий этап, включающий в себя задания по физике. Специальный кабинет расположен рядом с интерактивной выставкой в фойе школы, подготовленной старшеклассниками. Здесь школьникам рассказывают об оптических иллюзиях, строении спектральной трубки, принципе водяной воронки. Ребята сами пробуют выстрелить мячиком с помощью сжатого воздуха и добыть электричество из лимона. Рядом с одной из стоек раздается возглас потрясенного мальчика: «Это магия!». — «Нет, это физика», — улыбаясь, отвечает ему старшеклассница.
Один из молодых людей, который сейчас находится около стойки и рассказывает о взаимодействии отрицательных и положительных полей 13-летним ребятам, сам когда-то был участником конкурса.
— Когда я был в 6-м классе, я тоже принимал участие в этой олимпиаде. Сейчас вызвался помогать. Это было очень интересно и тогда, но сейчас здесь больше всяких новых приспособлений и приборов, — рассказал Антон Курский, старшеклассник школы №1574.
Между тем детей группами отправляют в кабинет физики решать задачи. Ребята нехотя оставляют физические фокусы. Однако и в кабинете ребят ждали опыты. Школьникам показали, как зажечь лампочку при помощи нагретого воздуха, и объяснили принцип работы будильника. Ребята очень оживленно обсуждали опыты, делились своими измышлениями, а после того как сдали решенные задания, остались и задавали дополнительные вопросы.
— Конкурс в целом посвящен математике, но любые другие явления — физические и химические, — которые мы сегодня здесь показываем детям, связаны с вычислениями. Все эти точные науки сцеплены вместе и развивают логику ребенка. А наглядные опыты позволяет поразмыслить над каким-либо явлением не просто глядя в листок. Даже тот, у кого туго с логикой, глядя на эксперимент, гораздо проще представляет принцип работы чего-либо, — комментирует Елена Егорова, учитель физики школы №1574.
Последним в рамках межпредметного конкурса для ребят является заочный этап. Каждому участнику поручили самостоятельно провести опыт в домашних условиях, снять этот процесс на камеру и прислать комиссии школы на электронный адрес. Надо сказать, что в заданиях в точности не указывается, что именно нужно сделать школьнику. Его задача придумать, как применить тот или иной физический или химический принцип, и продемонстрировать его работу наглядно.
Пока все дети собираются домой, бурно обсуждая задания и опыты, один малыш задерживается у опустевших стоек и продолжает их разглядывать.
— Так интересно, мне рассказали многие принципы, по которым работают вещи. Теперь знаю, как сконструировать фонтан, приду домой и соберу для себя. А вот это мне не объяснили…, — указывает он рукой на один из приборов. — Наверное, это насос, который заполняет воздухом колбу, и из-за разницы в давлении шарик внутри или становится больше, или уменьшается. А это… горелка, поршень… Это, наверное, паровой двигатель, — заключает Илья Галкин, в задумчивости поправляя очки на переносице.
— Все верно, — подтвердила подошедшая сзади учительница химии. — Именно для таких детей мы и работаем. Часто судьбу человека решает какая-то мелочь, деталь, разговор. Приходит некая вспышка: «Я хочу заниматься именно этим!». С этой целью мы и собираемся здесь — подтолкнуть детей к науке, — улыбаясь, заключает Наталья Терехова и оглядывается на ребенка, который продолжает подробно изучать стойки с приборами.
Конкурс завершен, дети расходятся по домам, а педагоги довольны проделанной работой.
— Мы и дальше будем продолжать проводить этот конкурс. Нам нравится эффект: дети воодушевлены, настроены развиваться. Главная наша задача — отойти от «бумажного» изучения науки. Ребятам гораздо интереснее увидеть процесс своими глазами, чем прочитать о нем в учебнике. Так они и усваивают больше, — делится Ольга Пояркова.
После конкурса я выхожу из школы с мыслями о том, что, возможно, сегодня видела кого-то, кто в будущем сконструирует новую ракету или выведет формулу, которая изменит фундаментальные представления о мире.