Опрос

19 июля 1980 года в Москве прошло открытие XXII Олимпийских игр на стадионе имени Ленина в Лужниках. А Вы знаете, какую массу имел главный символ игр — медвежонок Мишка?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Это надо видеть. Топ-3 фильмов про русских писателей

Тяжелая судьба мастеров пера и печати: топ-3 фильмов про русских писателей. Фото: pixabay
Тяжелая судьба мастеров пера и печати: топ-3 фильмов про русских писателей. Фото: pixabay
Тяжелая судьба мастеров пера и печати: топ-3 фильмов про русских писателей. Фото: pixabay
Тяжелая судьба мастеров пера и печати: топ-3 фильмов про русских писателей. Фото: pixabay

Творчество — это удивительный процесс, порой обладающий поразительными лечебными свойствами. Но, у этой медали есть обратная сторона — темная и жестокая.

Оглянитесь вокруг. Все величайшие произведения искусства, открытия, памятники торжества человеческого существа чаще всего имеют весьма трагический бэкграунд. Человек платит за талант гораздо больше, чем получает, иногда вовсе остается ни с чем.

Особенно трагичными судьбами могут «похвастаться» писатели нашей необъятной Родины. Прежде чем попасть в руки читателям, многим произведениям приходилось преодолеть путь от психологических проблем автора до его несогласия с режимом.

Редакция газеты «Москва. Центр» представляет топ-3 фильмов про судьбы русских писателей.

  1. «Лермонтов» (1986). Режиссер Николай Бурляев
«Лермонтов» (1986). Режиссер Николай Бурляев. Фото: скриншот видеоролика на Youtube
«Лермонтов» (1986). Режиссер Николай Бурляев. Фото: скриншот видеоролика на Youtube

Один из самых талантливых деятелей культуры XIX века. Человек, который из-за своих удивительных способностей не смог найти общий язык с властью. Писатель, которого не переносило окружение. Творец, который не мог ужиться сам с собой. Лев Толстой однажды сказал о Лермонтове: «Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

Михаил Юрьевич Лермонтов обладал поразительными способностями к искусству и науке. К чему бы он ни прикасался — все превращалось в шедевр. Однако, во многом из-за его таланта, ума и жестокого характера, Михаил Лермонтов настроил против себя общество и императора Николая I. За что был послан на Кавказ и где создал свои лучшие произведения.

Картина Николая Бурляева, в которой он исполнил главную роль, рассказывает об основных вехах в биографии писателя. Художественный фильм, автор которого не позволяет себе фривольностей по отношению к источнику, невероятно точно передает внутреннее мироощущение Михаила Лермонтова на разных временных этапах. Пожалуй, самым запоминающимся эпизодом картины является чтение Николаем Бурляевым  стихотворения «Смерть поэта». Надрывные слезы, почти крик, оглушающий зрителя... Такое нельзя передать словами. Это необходимо прочитать. Это нужно посмотреть.

  1. «Гоголь. Вий» (2018). Режиссер Егор Баранов
«Гоголь. Вий» (2018). Режиссер Егор Баранов. Фото: скриншот видеоролика на Youtube
«Гоголь. Вий» (2018). Режиссер Егор Баранов. Фото: скриншот видеоролика на Youtube

 

С экранизациями произведений Николая Васильевича Гоголя в современном кинематографе происходит такие же необъяснимые и мистические вещи, как и судьба самого писателя. Материал для отличного хоррора или триллера придумывать не надо. Но со времен советской экранизации «Вия» хороших фильмов не выходило. Почти все попытки заканчивались абсолютным провалом - режиссеры настойчиво стремились запугать зрителя компьютерной графикой, которая вызывала настоящий ужас своей нелепостью и неправдоподобностью.

В 2017 году в прокат вышла картина Егора Баранова «Гоголь. Начало». Здесь сделаем важную ремарку: данная работа лишь косвенно связанна с биографией автора таких произведений, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Мертвые души». Все то, что происходит на экране, — это свободная интерпретация биографии Николая Гоголя, что делает ее штучным продуктом. Буквально с первых минут фильм погружает в атмосферу «Сонной Лощины» Тима Бертона, но с русским колоритом. Этакий деревенский нуар, играющий на грани абсурда и серьезного детектива. Чем дальше продвигается расследование смерти девушек на хуторе Диканька, тем ближе по настроению «Гоголь» становится к «Твин Пиксу» Дэвида Линча. Удивительный симбиоз, который оказал положительный  на восприятие истории Николая Гоголя.

Главной проблемой картины является ее формат. Изначально фильм задумывался как сериал (об этом можно судить по разделению по главам). Но на стадии постпродакшна создатели решили смонтировать готовый материал в полноценную картину, что не могло не сказаться на темпе повествования. Сюжетные «дыры» можно было бы избежать с помощью филлеров (эпизодов, не связанных с основной историей, прим.ред.), но имеем то, что имеем. Фильмы «Гоголь. Начало» и «Гоголь. Вий» обязательны к просмотру даже просто потому, что это первая почти за полвека удачная экранизация, посвященная самому таинственному русскому писателю.

  1. «Довлатов» (2018). Режиссер Алексей Герман-младший
«Довлатов» (2018). Режиссер Алексей Герман-младший. Фото: скриншот видеоролика на Youtube
«Довлатов» (2018). Режиссер Алексей Герман-младший. Фото: скриншот видеоролика на Youtube

 

Фильм Алексея Германа-младшего совсем не о творчестве Сергея Довлатова, эта картина демонстрирует общую атмосферу, которая царила среди представителей культуры Союза Советских Социалистических Республик в 70-х годах, глазами будущего символа рассвета русской литературы.

Главный герой — писатель, которого не публикуют, «а если тебя не публикуют, то ты мертв, тебя не существует» (слова С. Довлатова, прим.ред.) . Вокруг Сергея Довлатова не менее талантливые художники, музыканты и поэты, работы которых считают в лучшем случае мусором, в худшем — порочащими идеи Революции террористическими памфлетами. На блошиных рынках можно найти запретную литературу, но и тут надо быть внимательнее, ведь агенты советской милиции не дремлют: предложат «Лолиту» Владимира Набокова и внесут в список «противников социалистической идеологии».

— Они меня тюрьмой пугают, — говорит Иосиф Бродский Довлатову, — но я никуда не уеду. Ведь потом невозможно будет вернуться.

Иван Тургенев в своем произведении «Рудин» сказал: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись». Эту истину несет на протяжении всего фильма Сергей Довлатов.

Метафоричность и эпизодичность картины «Довлатов» заставляет возвращаться к работе Алексея Германа-младшего вновь и вновь, открывая для зрителя новые детали — маленькие и незаметные, но символизирующие целую эпоху ненужных творцов.

Например, эпизод, в котором писатель идет по заднему двору редакции советской газеты среди тысячи выброшенных страниц ненужной режиму литературы, демонстрирует все то, что происходило тогда внутри страны. Довлатов смотрит под ноги, перечисляет имена своих товарищей по цеху и с тоской говорит: «Привет, мои друзья», — определяющий эпизод картины. Произведения олицетворяют собой тех самых «выброшенных» из страны писателей и поэтов, среди которых окажется и сам Сергей Довлатов.

 

Кинематограф — это вид изобразительного искусства, но редакция газеты «Москва. Центр» настоятельно рекомендует вам в первую очередь познакомиться с произведениями авторов, упомянутых в данном топе, и уже после с головой погрузиться в мир писательского искусства. Любите книги, читайте книги.

 

Новости партнеров