Это наш Кузенька бесится
Считается, что День смеха в нашей стране появился с легкой руки Петра I.
Однако задолго до этого наши предки-язычники праздновали 1 апреля День пробуждения домового. Тогда, по их мнению, наступала настоящая весна. Народ шутил и дурачился, всеми силами стараясь развеселить проснувшегося после зимней спячки домашнего духа.
Поглубже заглянув в историю самого юморного праздника, «МЦ» нашла в центре Москвы облюбованные домовыми места.
Когда-то давно люди верили в домовых самозабвенно. Без домового дом был — что без дверного замка да без крыши: ничто, думали наши пращуры, не защитит их жилище ни от злого человека, ни от неприятностей внешнего мира.
А потому охраняющего стены и покой духа щедро задабривали и старались не прогневить.
В углу всегда ставили миску с молоком, а если пекли пироги — первый обязательно отдавали домовому «на пробу». А то вдруг решит домовенок, что его плохо привечают, беда будет… Прошли столетия, и вера в домовых обернулась мифами, а к ним в свою очередь примешались городские легенды. Одна из них — про улицу Остоженку.
— Там раньше было много жилых домов, которые находились в непосредственной близости от метро. И в здешних квартирах перемещались предметы, — рассказывает культуролог, историк и краевед Филипп Смирнов, который в 1980–1990-е собирал московский городской фольклор. — В сервантах звенела посуда и «ездили» чашки. Люди объясняли это тем, что, мол, домовые безобразничают. На самом деле этому «хулиганству» есть логичное объяснение — ветка метро, проходящая под домами. И сама улица, кстати, раньше называлась Метростроевской. От вибрации стен, особенно когда два поезда, идущих навстречу друг другу, входили в резонансное движение, стаканы звенели и прыгали разные предметы.
Еще одно «странное» место на карте ЦАО находится в районе Хамовники. На заре зарождения советского государства здесь, между Серповым и Земледельческим переулками, построили дом. Вполне себе добротный, многоквартирный.
Но когда в начале 1980-х вокруг уже состарившегося здания началось активное строительство «брежневок», на него нашло неладное. Каждый год, по весне, на одном и том же месте появлялась трещина. Замажут ее строители, заделают, а проходит время — фасад снова лопается.
Аккурат там же. «Проклятие» живущего в доме духа — решили жильцы дома, а на самом деле — строительная ошибка.
— Когда рядом с «проклятым» домом стали рыть котлованы и пошли грунты, фундамент, построенный, судя по всему, не без погрешностей, начал «чудить», — говорит историк. — Но жители дома в это объяснение не верили. Им была ближе история про домового, который мстит за то, что кто-то из местных что-то когда-то сделал не так, чем прогневил духа дома.
Отчего же чисто деревенский миф про домового время от времени всплывает в столице, да еще и в самом ее центре? Ведь одно дело — деревенский пятистенок наших далеких предков, а другое — современная многоэтажка в центре города. Психологи говорят: притом что пределы сознания человека ограничиваются не домиком, а большим городским пространством, часто существованием условных «домовых» — любых потусторонних сил — люди объясняют непонятное.
— В этом смысле — что домовой, что метро для некоторых — вполне себе явление, — говорит Филипп Смирнов. — Или возьмем миф про особняк в Милютинском переулке, где в 1960-х жила верхушка НКВД, включая одного из главных руководителей советских органов госбезопасности Генриха Ягоду.
Лет 25 назад люди, которые там жили, рассказывали, как слышали за стенами разговоры про «черные воронки, аресты и расстрелы». Дескать, прикладываешь ухо к стене, а «она разговаривает». Теми же страхами овеяны окрестности Кисловского переулка. Чего про эту местность только не говорят — тема, не понятная людям до конца.
СПРАВКА
Кроме домового в славянской мифологии есть еще множество духов, обитающих рядом с людьми. К примеру, дворовой — немного мохнатый дедуля. Этот дух — покровитель двора и помощник домового. Считается, что он дружит с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает. Чтобы задобрить духа двора, его баловали хлебом с солью — оставляли угощения в яслях.