Опрос

В России День космонавтики отметят 12 апреля. Какой из перечисленных фактов вам кажется неверным.

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Это наш Кузенька бесится

Игрушка по мотивам мультфильма про домовенка Кузю

Считается, что День смеха в нашей стране появился с легкой руки Петра I.

Однако задолго до этого наши предки-язычники праздновали 1 апреля День пробуждения домового. Тогда, по их мнению, наступала настоящая весна. Народ шутил и дурачился, всеми силами стараясь развеселить проснувшегося после зимней спячки домашнего духа.

Поглубже заглянув в историю самого юморного праздника, «МЦ» нашла в центре Москвы облюбованные домовыми места.

Когда-то давно люди верили в домовых самозабвенно. Без домового дом был — что без дверного замка да без крыши: ничто, думали наши пращуры, не защитит их жилище ни от злого человека, ни от неприятностей внешнего мира.

А потому охраняющего стены и покой духа щедро задабривали и старались не прогневить.

В углу всегда ставили миску с молоком, а если пекли пироги — первый обязательно отдавали домовому «на пробу». А то вдруг решит домовенок, что его плохо привечают, беда будет… Прошли столетия, и вера в домовых обернулась мифами, а к ним в свою очередь примешались городские легенды. Одна из них — про улицу Остоженку.

— Там раньше было много жилых домов, которые находились в непосредственной близости от метро. И в здешних квартирах перемещались предметы, — рассказывает культуролог, историк и краевед Филипп Смирнов, который в 1980–1990-е собирал московский городской фольклор. — В сервантах звенела посуда и «ездили» чашки. Люди объясняли это тем, что, мол, домовые безобразничают. На самом деле этому «хулиганству» есть логичное объяснение — ветка метро, проходящая под домами. И сама улица, кстати, раньше называлась Метростроевской. От вибрации стен, особенно когда два поезда, идущих навстречу друг другу, входили в резонансное движение, стаканы звенели и прыгали разные предметы.

Еще одно «странное» место на карте ЦАО находится в районе Хамовники. На заре зарождения советского государства здесь, между Серповым и Земледельческим переулками, построили дом. Вполне себе добротный, многоквартирный.

1980-е годы. Жители домов на улице Остоженке
1980-е годы. Жители домов на улице
Остоженке

Но когда в начале 1980-х вокруг уже состарившегося здания началось активное строительство «брежневок», на него нашло неладное. Каждый год, по весне, на одном и том же месте появлялась трещина. Замажут ее строители, заделают, а проходит время — фасад снова лопается.

Аккурат там же. «Проклятие» живущего в доме духа — решили жильцы дома, а на самом деле — строительная ошибка.

— Когда рядом с «проклятым» домом стали рыть котлованы и пошли грунты, фундамент, построенный, судя по всему, не без погрешностей, начал «чудить», — говорит историк. — Но жители дома в это объяснение не верили. Им была ближе история про домового, который мстит за то, что кто-то из местных что-то когда-то сделал не так, чем прогневил духа дома.

Особняк на Милютинском переулке
Особняк на Милютинском переулке

Отчего же чисто деревенский миф про домового время от времени всплывает в столице, да еще и в самом ее центре? Ведь одно дело — деревенский пятистенок наших далеких предков, а другое — современная многоэтажка в центре города. Психологи говорят: притом что пределы сознания человека ограничиваются не домиком, а большим городским пространством, часто существованием условных «домовых» — любых потусторонних сил — люди объясняют непонятное.

— В этом смысле — что домовой, что метро для некоторых — вполне себе явление, — говорит Филипп Смирнов. — Или возьмем миф про особняк в Милютинском переулке, где в 1960-х жила верхушка НКВД, включая одного из главных руководителей советских органов госбезопасности Генриха Ягоду.

Лет 25 назад люди, которые там жили, рассказывали, как слышали за стенами разговоры про «черные воронки, аресты и расстрелы». Дескать, прикладываешь ухо к стене, а «она разговаривает». Теми же страхами овеяны окрестности Кисловского переулка. Чего про эту местность только не говорят — тема, не понятная людям до конца.

СПРАВКА

Кроме домового в славянской мифологии есть еще множество духов, обитающих рядом с людьми. К примеру, дворовой — немного мохнатый дедуля. Этот дух — покровитель двора и помощник домового. Считается, что он дружит с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает. Чтобы задобрить духа двора, его баловали хлебом с солью — оставляли угощения в яслях.

Новости партнеров