Этот народ победить невозможно
В Музее современной истории России (Тверской район) открылась новая выставка «Музы непокоренного города», посвященная 80-летию снятия блокады Ленинграда.
Посетители могут сами оценить тот весомый вклад, который внесли артисты, художники и музыканты осажденной Северной столицы в общую Победу над врагом.
Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня — с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. Но жизнь в осажденном городе не замирала ни на минуту. Работали школы и заводы, магазины и театры. Актеры, музыканты, художники тоже боролись с врагом, как могли. И организаторы выставки постарались очень точно передать некоторые яркие моменты этой борьбы. На стенах висят плакаты тех лет. И афиши предстоящих спектаклей и концертов, и портреты...
Всего в мультимедийной экспозиции представлено более 350 предметов: фотографии, дневники, документы, награды, письма с фронта, личные вещи... Показывая некоторые экспонаты, старший научный сотрудник музея Федор Кукин объясняет, почему, например, следуя по «Дороге жизни» через Ладогу, чаще всего под лед уходили легковушки, а грузовики доходили до пункта назначения.
— Все дело в скорости, — говорит он. — Грузовики ехали медленно, а легковушки — быстро. Лед не выдерживал такой скорости. Но благодаря дороге через Ладогу многих ленинградцев вывезли на «Большую землю».
Правда, некоторые были так истощены, что погибали уже в эвакуации. Как, например, известный скульптор Наталия Данько. Ведущий специалист Екатерина Кузнецова отмечает, что Наталию Данько можно считать неким связующим мостиком между Ленинградом и Москвой.
— Она автор 24 фарфоровых тарелочек, которые украшают здание Северного речного вокзала в Москве, — говорит Екатерина. — А на выставке мы можем видеть одну из ее работ — чернильницу, которую украшает фигурка Владимира Ленина.
Но на меня особое впечатление произвело письмо с «Большой земли» с приклеенными кусочками лука. Так пытались передать родственникам хоть какие-то витамины. И Всеволод Вишневский — драматург, журналист, военный корреспондент отмечает в своих воспоминаниях, что цензоров просили не срезать эти кусочки. На выставке много подлинных экспонатов из Музея обороны Ленинграда.
— Посетители могут увидеть детские деревянные саночки, чайник, — рассказывает Екатерина. — Очень трогает раздел «Быт блокадного Ленинграда». Тут есть коптилка, буржуйка, кусочки блокадного «хлеба», весом в 125 граммов.
Рядом висят афиши о премьере 7-й симфонии Шостаковича, которая состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии.
— У нас представлены музыкальные инструменты с той премьеры, — уточняет Екатерина Кузнецова. — И даже фрак тромбониста Василия Юдина, в котором он тогда выступал.
Руководитель Национального музея музыки Михаил Брызгалов рассказал, что премьера Симфонии Шостаковича в Ленинграде стала для людей огромным праздником.
— Тем, кому не хватило места в зале, стояли на площади, — говорит он. — И слушали трансляцию. Линия фронта проходила в 20 километрах. И фашистам тоже было слышно. Позже один немецкий генерал даже отметит, что народ, который пишет и слушает такую музыку, победить невозможно.
Сопредседатель Центрального штаба общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» Елена Цунаева уверена, что вопрос сохранения исторической памяти, и в первую очередь о Великой Отечественной войне, — вопрос национальной безопасности.
— И именно этим занимались деятели культуры в осажденном Ленинграде. Они сохраняли память о людях, которых они рисовали. Об эмоциях, духе, который царил в непокоренном городе. Поэтому я считаю, что выставка жизненно необходима. А еще она и о том, какую жизненную позицию проявили деятели культуры, их чувстве долга, — говорит Елена.
Для депутата Мосгордумы Степана Орлова выставка получилась и очень личной.
— Мой дед, тогда артист Театра Ленинского комсомола Михаил Екатерининский все блокадные дни выступал перед ленинградцами, бойцами, — говорит он.
В конце блокады он еле выжил. Но все искусство, весь свой талант он отдавал родному городу, родной стране.