Евгений Герчаков: Спел для пожарного и оказался на сцене
Народный артист России, актер и режиссер Театра Луны в районе Замоскворечье Евгений Герчаков готовится к сольному концерту и работает над восстановлением спектакля «Любовь по Фрейду».
В беседе с «МЦ» он рассуждает об актерской профессии, ролях в Театре Луны, где служит четверть века, и вспоминает комические случаи из практики.
Евгений Аркадьевич, уже 16 лет в ТеатреЛуныидет музыкальный спектакль «Лиромания», в котором выисполняете Короля Лира. Но широкой публике вы известныкак комик. А сами вы себя как в большей мере ощущаете?
50 на 50. Я могу играть и в драматических спектаклях, и в мюзиклах. Например, в Театре Луны играю Сальвадора Дали, короля Эдипа. Это же высший пилотаж — дойти от комика до трагика!
Ваш отец был военным и, насколько я знаю, видел в вас будущего спортсмена...
Отец был капитаном первого ранга, работал начальником Дома офицеров. Он — участник Советско-японской войны, награжденный медалью «За победу над Японией». Но при этом еще в детском доме папа увлекся музыкой. Не зная нот, подбирал мелодии на разных инструментах по слуху. Во Владивостоке отец познакомился с мамой, она была уже поющей артисткой, и выступал вместе с ней. Я помню, как они прекрасно пели. Возможно, это тоже сказалось на моем выборе профессии. Действительно, в детстве я увлекался разными видами спорта, больше всего любил футбол. И когда отца перевели на Черноморский флот, даже год тренировался в команде мастеров, в классе Б, получал зарплату как спортсмен. Папа часто бывал на тренировках, наблюдал за мной, отмечал, что у меня хорошо получается.
И все же выпопали на сцену. Как так вышло?
Мама мечтала, чтобы я стал артистом. И, как обычно, в таких ситуациях побеждает женщина. Она настояла, чтобы я после школы поехал поступать в Гнесинку. Даже давала советы, как наверняка поступить.
Какие же?
Принцип был простой: мне предстояло понять, кто в приемной комиссии председатель. Нужно было подойти к нему, смотреть в глаза и петь только для него. А все остальные члены жюри, по мнению матери, должны были согласиться с позицией председателя. Я так и сделал: войдя в зал с приемной комиссией, выбрал мужчину с длинными седыми волосами. Подойдя к нему, начал смотреть ему в глаза и запел «Опустела без тебя земля…» От такого натиска мужчина начал скатываться под стол. Я только слышу: «Комик, комик… Настоящий комический артист!» Выяснилось, что тот седовласый мужчина к приемной комиссии отношения не имел — это был пожарный, который зашел по какому-то вопросу. А меня в итоге зачислили.
А в молодости проявлялся актерский талант?
Было дело. Как-то в спешке я оказался в электричке без билета, а в вагоне с двух сторон — контролеры, до остановки далеко. И я с совершенно безмятежным видом пошел в сторону одного контролера и на ходу бросаю: «Я уже у вашего коллеги отметился». Конт ролер только буркнул в ответ: «Угу». И так я прорвался из засады на волю.
Как складывалась ваша карьера после окончания Гнесинки?
Меня призвали в армию. Но призвали актером в Центральный академический театр Советской армии. Это мне польстило, так как это был театр с залом в тысячу мест. К тому же это должно было понравиться отцу — то, что я выступаю в ведомственном театре Министерства обороны... И пос ле окончания срочной службы я остался в театре на 10 лет. Играть там было престижно. Тем более в этом театре играли мэтры: Зельдин, Касаткина и другие известные актеры. Некоторые — всю жизнь. Но это и опасно, так как заштамповываешься, становишься заложником системы…
Что больше нравится: театр или кино?
Нравится полежать на диване, посмотреть телевизор. А если серьезно — театр: он больше, сложнее, в нем больше энергии.
Вполне успешно складывается ваша карьера в кино, выснимались в популярных картинах. В одной даже сыграли с сыном. Приходилось оказывать протекцию?
Протекции никакой не было. В свое время новомодный артист Александр Ревва пригласил меня на «Бабушку легкого поведения». Он сказал, что является поклонником моего таланта. Я вначале сомневался, но фильм, по-моему, получился прекрасным. А вот во второй части я играл со своим младшим сыном. На начало съемок ему было 14, а режиссер искал десятилетнего мальчика. Причем изначально от его кандидатуры отказались из-за возраста. И я не стал настаивать: режиссеру виднее. Хотя предупреждал, что десятилетний ребенок может недотянуть из-за неопытности. Так и вышло: 50 мальчишек пробы провалили. Тогда режиссер позвонил мне и попросил привести сына — ведь видел его до этого. И после проб утвердил на роль.
Какие из ваших работ выможете назвать любимыми?
Люблю роль изобретателя Лео Ауфмана в фильме «Вино из одуванчиков». Смотрю на себя и понимаю, что я таким наивным никогда не стану. Нравится сериал «Нереальные истории», где есть приколы, где я перевоплощаюсь в Ивана Грозного.
К своему 70-летиювывыступили в качестве режиссера спектакля «Любовь по Фрейду» в ТеатреЛуныи сами же сыграли в нем главнуюроль. Какова дальнейшая судьба этой постановки?
Спектакль на нашей сцене прошел всего два раза. Правда, были сложные времена пандемии. Сейчас решается вопрос, где дальше может идти этот спектакль. Но в том, что это произойдет, сомнений нет.
Трудно быть одновременно режиссером и актером? Ведь режиссер не может посоветовать что-то актеру...
Это действительно сложно, требуется больше сил. Но у меня просто был опыт игры Фрейда в Швейцарии. И я взялся за эту постановку.
А теперь вы еще и поете...
Да, помимо участия в музыкальных спектаклях, даю сольные концерты и выступаю со своей дочерью Ольгой.
СПРАВКА
Евгений Герчаков родился 31 июля 1949 года в Находке. В 1972 году окончил факультет актеров театра музыкальной комедии Музыкального училища имени Гнесиных (мастерская Л. Михайлова). В 2005 году ему присвоили звание «Народный артист России». Снялся более чем в 40 фильмах. В 1992 году на фестивале «Киношок» получил приз за исполнение лучшей женской роли в фильме «Стару-ха-рмса». Это не единственная его женская роль: в фильме «Ширли-мырли» сыграл арфистку и директора оркестр.