Евгений Крылатов: Любовь возникает и со второго взгляда
Декабрьский ГУМ дышит новогодним праздником в стиле 1960–1980-х годов. Особенную атмосферу создает популярная тогда песня «Три белых коня», автор которой известный композитор Евгений Крылатов. «МЦ» беседует с маэстро о новогоднем настроении, старой Москве, казусах популярности и многом другом.
Конечно же, разговор начался с приближающегося Нового года.
- Евгений Павлович, как собираетесь отмечать?
- Это праздник семейный — дома. Приедет дочь. Возможно, выйдем на Тверскую, я ведь живу возле станции метро «Маяковская», в переулке. А Тверская так красиво в последние годы освещена, она такая радостная и яркая!
- А что у вас традиционно бывает на праздничном столе?
- Я сибиряк, очень люблю домашние пельмени. Раньше мы их всегда делали сами. За нашим столом сиживали такие поэты, как Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Юрий Энтин, Михаил Пляцковский, Илья Резник.
У меня дома перебывали все режиссеры, для картин которых я писал музыку, и актеры, которые пели мои песни. Творили радостно и легко, атмосфера была очень рабочая.
- Как вы относитесь к популярности своих мелодий?
- С юмором. Особенно после нескольких случаев.
Однажды в магазине подошел к прилавку, а там уже два хорошо принявших на грудь товарища докупали пивка. Один, видимо узнав меня и бросившись мне на шею, говорит другому: «Лесной олень!» И тычет в меня пальцем. А второй — мне: «Мужик, все нормально!». Первый: «Да ты че? Это ж «Прекрасное далеко».
Народ вокруг прыскает от смеха, чувствуя всю нелепость диалога. Второй товарищ, видимо, все-таки сообразив, что к чему, кидается вдруг жать мне руку со словами: «Это вы — Олень?! Ох, круто!»
- Всегда ли любовь к вашим песням возникала «с первого взгляда»?
- Случалось, что и «со второго». Хороший мой приятель, режиссер Константин Бромберг, снимавший «Приключения Электроника», когда впервые услышал «Крылатые качели», сначала долго и мрачно молчал, а потом, когда мы отправились в ресторан «Пекин» выпить, наконец назвал эту песню «полным дерьмом». Бромберг хотел что-то динамичное, что могло бы потом исполняться во всех ресторанах страны.
Но вот она, ирония судьбы — я потом лет двадцать звонил Бромбергу из различных уголков страны и по мобильному в режиме «прямого эфира» давал послушать звучащие там «Крылатые качели». Их пел весь Союз, от Владивостока до Мурманска!
- 23 февраля вам исполнится 84 года. Какими они были для вас?
- Разными, по большей части счастливыми. Родился на Урале.
Мое детство — это деревянные дома и много ручного труда. Война меня застала в первом классе.
На столе были только в лучшем случае картошка и соленая капуста. Но при этом детство было чудесным. Я учился в музыкальной школе, потом в пермском музыкальном училище. В 1980 году приехал в Москву, поступил без блата в консерваторию сразу на два факультета — композиторский и игры на фортепиано.
- Как же жили без поддержки в столице?
- В Москве меня учил прекрасный педагог и музыкант Михаил Иванович Чулаки. Он понимал, что нас, дураков, надо обучать еще и хитростям житейским: организовывал какие-то халтуры, рассказывал, где чего купить по дешевке. Встретился мне и Александр Свешников — проректор консерватории. Фантастический человек! Когда мы, провинциалы, поступали в консерваторию, все, кроме Альфреда Шнитке, дружно сдали первый экзамен на тройку. И решили забрать документы, а он их не отдал: «Сдавайте экзамены дальше». В итоге — поступили.
- Чем вы занимаетесь сегодня?
- Я недавно закончил писать музыку к спектаклю про Красную Шапочку. Кроме того, пишу много духовной музыки.К примеру, «Оглянись вокруг» для Московского хорового ансамбля духовной музыки «Благовест».
СПРАВКА
Евгений Павлович Крылатов — советский и российский композитор, народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР. Родился 23 февраля 1934 года в Пермской области. Написал музыку более чем к 120 фильмам и мультфильмам. Член Союза композиторов, Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей.
Началом его композиторской известности стала музыка к мультипликационному фильму «Умка» (1969, режиссеры В. Попов и В. Пекарь) со знаменитой «Колыбельной медведицы» .