Опрос

Памятник Александру Пушкину перенесли с Тверского бульвара на Страстную площадь, ныне Пушкинскую, 15 августа 1950 года. Знаете ли Вы, какое сооружение стояло на месте памятника?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Феномен гаражной культуры

Экспонат выставки Москвич-401, выпускался с 1954 по 1956 годы. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»
Экспонат выставки Москвич-401, выпускался с 1954 по 1956 годы. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»
Экспонат выставки Москвич-401, выпускался с 1954 по 1956 годы. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»

Музей Москвы и Музей транспорта Москвы открыли совместную выставку «Куплю гараж», посвященную феномену гаражной культуры.

Масштабная автомобилизация в Советском Союзе началась после Великой Отечественной войны. Конечно, на то, чтобы машина из категории «роскошь» перешла в категорию «средство передвижения», потребовались десятилетия. Со временем отсутствие специальных мест для их хранения стало проблемой, особенно для больших домов в крупных городах: дворы были заставлены, машины мешали пешеходам, дворникам. Годом, когда зародилась гаражная культура, можно считать 1960-й. В этом году вышло постановление Совета министров РСФСР, позволяющее строить гаражные кооперативы.

Выставка «Куплю гараж» показывает, какими разными были эти 18 квадратных метров и как они отражают сущность своих владельцев. Музей Москвы, к слову, находится в здании, где раньше располагался гараж Генштаба Минобороны РФ.

Не случайно, что мы занялись исследованием феномена гаражной культуры в истории Москвы и России. Для кого-то гараж — это ностальгическое пространство из детства, с которым связаны игры с друзьями и выходные с родителями. Для других — место творчества и самовыражения, — отметила генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.

Музей транспорта Москвы в конце 2024 года также планирует переезд в здание бывшего гаража для грузовых машин архитектора Константина Мельникова на Новорязанской улице.

19 октября. Директор музея транспорта Оксана Бондаренко у одного из экспонатов — легендарной «Волги» ГАЗ-21. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»
19 октября. Директор музея транспорта Оксана Бондаренко у одного из экспонатов — легендарной «Волги» ГАЗ-21. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»

Еще 40–50 лет назад гараж олицетворял мечту советского человека, радость от его приобретения можно было сравнить только с радостью приобретения самого автомобиля. Это сейчас гараж — в первую очередь место хранения автомобиля и шин, максимум — небольшая ремонтная мастерская владельца. А в 1960–1970-е годы автолюб и т е л и проводили здесь большую часть свободного времени, — отмечает директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Экспозиция разделена на несколько зон-гаражей. Разглядывая экспонаты, гости могут представить, кем был хозяин гаража. Например, зона «Для тех, кто может все починить» — это настоящая слесарная мастерская, где ремонтируют не только автомобили, но и технику, игрушки и многое другое. «Для тех, кто умеет жить» — своеобразный советский «средний класс». У его хозяина ухоженный «Москвич», он заядлый рыбак, мужик с руками «из правильного места». Да и сама обстановка в гараже свидетельствует о том, что это не просто коробка для машины, а своеобразный клуб по интересам.

Собственно, такими клубами и были гаражные кооперативы.

Туда уходили на час — и пропадали на весь день. Для многих гаражи становились возможностью дополнительного заработка. Ведь купить машину мало, нужно ее обслуживать.

Это сегодня автосервис, а то и не один, есть в каждом квартале.

А в 1960–1970-е годы на станцию техобслуживания было не пробиться, а если и получится, то запчастей на твою «ласточку», скорее всего, не будет. Поэтому автовладельцы вынуждены были по совместительству быть и автослесарями, и электриками, и малярами.

На выставке «Куплю гараж» представлены автомобили из фондов Музея транспорта Москвы: ВАЗ-2103, Москвич-401, 407, «ушастый «Запорожец» и, конечно, предел мечтаний всех советских автолюбителей — 21-я «Волга», которой выделен центральный пьедестал.

КСТАТИ

На выставке можно увидеть два транспортных средства, созданных советскими Кулибиными. Это автомобиль ГТЩ — «Гран Туризмо Щербининых», способный развивать по тем временам неслыханные 150 километров в час.

И автомобиль «Труд», конструктор которого даже двигатель собрал сам.

Новости партнеров