Фестиваль музыки немого кино состоялся в Таганском парке в День города
Антон Резниченко, корреспондент «Москва.Центр», посетил в праздничные выходные Таганский парк, где прошел фестиваль музыки немого кино Cinemafon в честь 869-летия Москвы.
Воскресенье, 11 сентября. На полупустой сцене музыканты настраивают инструменты, в зале пока свободно. Шум парковых деревьев дополняется звуками электрооргана. Вокалисты хора Римско-католичекого кафедрального собора сидят в первом ряду.
- Мы сильно ушли от изначального кинематографа. Из-за отсутствия озвучки не каждый готов пересмотреть немое кино. Поэтому сегодня мы окунемся в этот жанр с помощью таперов, - объявляет ведущий. (Тапер - музыкант, сопровождающий показ немого кино с помощью игры на пианино, баяне и других инструментах. Примечание редактора).
Начался первый фильм: «Шахматная горячка» Всеволода Пудовкина, где, по словам ведущего, снялся Владимир Набоков. Пианистка Юлия Кулманн аккомпанирует видео ряду. Зал начинает наполняется гостями.
– Я здесь живу, услышала из окна, музыку. Вот присела, с удовольствием слушаю. Мне это правда интересно, - говорит местная жительница Нина Владиславовна. - Считаю, что нужно как-то приучать поколение возрождать традиции кино.
Серое небо дополняет черно-белый видео ряд. На экране второй фильм: советская фантастика "Космический рейс". В импровизированно
О самом мероприятии рассказывает один из участников творческого объединения Fotometria, организатор фестиваля Дмитрий Лихачев:
- По сути, это наш дебют. Мы хотим познакомить людей с давно позабытой классикой. Эти фильмы никто не пересматривает, но они до сих пор поражают: сегодня сложно найти что-то настолько впечатляющее в плане художественных идей. Также, хотелось расширить рамки тапера, и мы пригласили электроорган и хор.
Зрители смотрят очень заинтересованно, живо реагируя на юмор сюжета. Удивительно, как верно в фильме 30-х годов переданы известные нам теперь законы космоса. А в одной из сцен на плане Москвы промелькнуло огромное недостроенное здание Дворца Советов. На вопрос, для чего возвращать современного зрителя в прошлое, ответила Анна Ветлугина:
- Это как спираль, которая возвращается, но уже на другом каком-то уровне. Новый этап, который позволяет сделать с этими фильмами то, что было невозможно на момент их создания. Таким образом, кино приобретает второе дыхание.
Программа игровых фильмов сменилась документальной картиной «Человек с киноаппаратом» Дзига Вертова. «Фильм без сценария, актёров...» - гласят первые титры.
На сцене вновь органистка Анна Ветлугина и первые минуты инструмент молчит: вступает плавно.
Уже темнеет. Подходит Яна Ковальская (одна из организаторов фестиваля), интересуюсь, не лучше бы проводить показы в теплом зале.
- Да, рассматриваем такой вариант. Но нас интересуют именно городские события: линия нового формата, рассчитанная на горожан, которые свободно могут придти и посмотреть фильм. Мы очень любим город, и поэтому все сегодняшние фильмы про Москву.
Тем временем на сцене космическая импровизация Анны Ветлугиной. Органистка погружена в музыку, качая телом в такт звукам.
На экране фрагменты московских будней, сюрреализм чьих-то жизней и откровенные сцены родов. И кто бы мог подумать, что в исполнении органистки Римско-католичес
- Впервые выступаю в таком формате, - делится Анна после выступления. – Узнав о проекте, я решила, что могу в нем участвовать. Ведь специфика профессии церковного органиста – это постоянная импровизация, создающая разные оттенки настроения. Когда узнала, что буду озвучивать «Человека с киноаппаратом» у меня был ужас: ведь это шедевр, а на подготовку оставалось мало времени. Но перед самым выходом на сцену я неожиданно поняла, как это должно быть и полностью поменяла концепцию.