Формула воплощения советской мечты
7 декабря Московский музей дизайна представил масштабную экспозицию «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022». В нее вошли макеты и реконструкции знаменитых невоплощенных проектов из музейных и частных собраний.
Уроссийского дизайна, как и у всего остального российского, особый путь. Со стороны кажется, что дизайн для нас нечто пришедшее с перестройкой: что-то западное, красивое и модное. А до этого момента в стране выпускались только утилитарные вещи, необходимые для выживания.
— Отчасти так и есть, — уверена куратор выставки Ольга Дружинина. — После революции страна находилась на пороге гражданской войны, поэтому в то время было не до реализации дизайнерских идей. Затем — вой на и послевоенные годы, когда нужно было восстанавливать экономику страны…
А потом случился 1959 год, когда на выставке в Сокольниках в интерьере реконструированной кухни «типично американского дома» столкнулись Никсон и Хрущев. Американский президент поинтересовался, почему у жителей великой державы СССР нет посудомоечных машин, как «у каждого ветерана в США».
Хрущев парировал тем, что промышленность Советского Союза ориентирована не на производство предметов роскоши, а на производство действительно значимых товаров.
Но сразу после «кухонных дебатов» в столице был создан ВНИИТЭ — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Именно в его стенах родилось огромное количество передовых проектов, во многом опередивших время. Впрочем, большая часть из них в массовое производство так и не попала.
Так, например, на выставке можно увидеть роскошный деревянный гарнитур, состоящий из кровати, стенки, трюмо и шкафа, созданный по эскизам Юрия Соловьева, основателя и первого директора ВНИИТЭ. Наверняка каждая советская семья была бы счастлива меблировать им свои комнаты но для производства проект оказался технически сложным и дорогостоящим. Да и не помещался он в большинство типовых квартир. Поэтому гарнитур остался в квартире Соловьева, а после смерти конструктора его родные передали его в фонд Московского института дизайна.
В разделе послевоенного дизайна можно увидеть макет малолитражного автомобиля «Белка», спроектированного художником-конструктором Владимиром Арямовым.
«Белка» должна была стать массовым транспортным средством для индивидуального пользования в городских и сельских районах. — Каплеобразная форма машины выглядела эффектно, а садиться на передние сиденья предлагалось через носовую панель: дверь «Белки» опускалась вперед и вниз, — рассказывает Ольга. — Сельскохозяйственный вариант был с откидным тентом, брезентовыми открывающимися и съемными боковинами с целлулоидными стеклами. Задние сиденья убирались, и машина превращалась в небольшой грузовичок.
Но эргономичная и стильная «Белка» до советских граждан так и не дошла. Проект упрощался на всех этапах производства, и в итоге с конвейера вместо «Белки» сошел «Запорожец». А одна из самых известных разработок ВНИИТЭ под названием «СФИНКС» была представлена в 1986 году. Это система для управления устройствами жизнеобеспечения квартиры — другими словами, прообраз умного дома. Информация передавалась на домашние устройства — телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, компьютер, принтер, колонки — с помощью радиосигнала и телефонных сетей. Особого внимания заслуживает тот факт, что в 1986 году в России были компьютеры, принтеры и компьютерные игры! Эта разработка служит доказательством того, что советские конструкторы действительно часто создавали прорывные проекты, которые производство просто не в силах было воплотить.
— Дизайн — двигатель коммерции, — объясняет куратор. — Какой в нем смысл в условиях плановой экономики? Зачем выпускать новые утюги, когда и старые неплохо разбирают?
Оплакивать все «невыпущенные утюги» — рано. Большая часть разработок советских промышленных конструкторов легла в основу современных дизайнерских проектов, с ними можно познакомиться на выставке.