Опрос

1 октября 2007 года состоялась церемония передачи Дома Пашкова Российской государственной библиотеке. Знаете ли Вы, кем было спроектировано здание?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Формула воплощения советской мечты

Директор Московского институтад изайна Александра Санькова на выставке. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Директор Московского институтад изайна Александра Санькова на выставке. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Директор Московского институтад изайна Александра Санькова на выставке. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Директор Московского института дизайна Александра Санькова на выставке. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Проект серии настольных лам. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Проект серии настольных лам. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

7 декабря Московский музей дизайна представил масштабную экспозицию «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022». В нее вошли макеты и реконструкции знаменитых невоплощенных проектов из музейных и частных собраний.

Уроссийского дизайна, как и у всего остального российского, особый путь. Со стороны кажется, что дизайн для нас нечто пришедшее с перестройкой: что-то западное, красивое и модное. А до этого момента в стране выпускались только утилитарные вещи, необходимые для выживания.

Платяной шкаф 1940-х годов. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Платяной шкаф 1940-х годов. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

— Отчасти так и есть, — уверена куратор выставки Ольга Дружинина. — После революции страна находилась на пороге гражданской войны, поэтому в то время было не до реализации дизайнерских идей. Затем — вой на и послевоенные годы, когда нужно было восстанавливать экономику страны…

А потом случился 1959 год, когда на выставке в Сокольниках в интерьере реконструированной кухни «типично американского дома» столкнулись Никсон и Хрущев. Американский президент поинтересовался, почему у жителей великой державы СССР нет посудомоечных машин, как «у каждого ветерана в США».

Хрущев парировал тем, что промышленность Советского Союза ориентирована не на производство предметов роскоши, а на производство действительно значимых товаров.

Но сразу после «кухонных дебатов» в столице был создан ВНИИТЭ — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Именно в его стенах родилось огромное количество передовых проектов, во многом опередивших время. Впрочем, большая часть из них в массовое производство так и не попала.

 

Стул «Тру» и кресло «Каеф». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Стул «Тру» и кресло «Каеф». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Так, например, на выставке можно увидеть роскошный деревянный гарнитур, состоящий из кровати, стенки, трюмо и шкафа, созданный по эскизам Юрия Соловьева, основателя и первого директора ВНИИТЭ. Наверняка каждая советская семья была бы счастлива меблировать им свои комнаты но для производства проект оказался технически сложным и дорогостоящим. Да и не помещался он в большинство типовых квартир. Поэтому гарнитур остался в квартире Соловьева, а после смерти конструктора его родные передали его в фонд Московского института дизайна.

В разделе послевоенного дизайна можно увидеть макет малолитражного автомобиля «Белка», спроектированного художником-конструктором Владимиром Арямовым.

«Белка» должна была стать массовым транспортным средством для индивидуального пользования в городских и сельских районах. — Каплеобразная форма машины выглядела эффектно, а садиться на передние сиденья предлагалось через носовую панель: дверь «Белки» опускалась вперед и вниз, — рассказывает Ольга. — Сельскохозяйственный вариант был с откидным тентом, брезентовыми открывающимися и съемными боковинами с целлулоидными стеклами. Задние сиденья убирались, и машина превращалась в небольшой грузовичок.

Комбинезон. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Комбинезон. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Но эргономичная и стильная «Белка» до советских граждан так и не дошла. Проект упрощался на всех этапах производства, и в итоге с конвейера вместо «Белки» сошел «Запорожец». А одна из самых известных разработок ВНИИТЭ под названием «СФИНКС» была представлена в 1986 году. Это система для управления устройствами жизнеобеспечения квартиры — другими словами, прообраз умного дома. Информация передавалась на домашние устройства — телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, компьютер, принтер, колонки — с помощью радиосигнала и телефонных сетей. Особого внимания заслуживает тот факт, что в 1986 году в России были компьютеры, принтеры и компьютерные игры! Эта разработка служит доказательством того, что советские конструкторы действительно часто создавали прорывные проекты, которые производство просто не в силах было воплотить.

— Дизайн — двигатель коммерции, — объясняет куратор. — Какой в нем смысл в условиях плановой экономики? Зачем выпускать новые утюги, когда и старые неплохо разбирают?

 Оплакивать все «невыпущенные утюги» — рано. Большая часть разработок советских промышленных конструкторов легла в основу современных дизайнерских проектов, с ними можно познакомиться на выставке.

Новости партнеров