Фотограф остановил время
Экспозиция в Музее Москвы расскажет об истории района
Хамовники 15 марта в Музее Москвы открылась выставка «Вокруг провиантских. Хамовники». Корреспондент «МЦ» внимательно изучил экспозицию. Здания музея у «Парка куль- туры» с первого взгляда приковывают к себе внимание. Они перпендикулярны остальным постройкам, а со стороны улицы видны толь- ко их углы. Сразу несколько сотрудников уже поджидают меня у входа. Для них выставка фотографий Хамовников имеет особое значение: в этом году музей отмечает свое 120-летие. Он занял помещение бывших провиантских складов в Хамовниках ровно 10 лет на- зад. Экспозицию разместили в подвале — это огромное пространство, разделенное множеством белых арок.
— Сложно узнать эти места прямо с ходу? — спрашивает куратор коллекции Наталья Оганова, показывая на фотографии.
В корне город изменился больше ста лет назад. На месте ветхих построек возвели новые здания. Но благодаря Эмилию Готье-Дюфайе горожане знают, как выглядели Хамовники дореволюционной России. Он интересовался историей, а потому, когда объявили конкурс фотографии «Ушедшая и уходящая Москва», сразу взял в руки камеру.
Его 125 снимков представлены в коллекции. Рядом с каждой фотогра- фией Эмилия расположили снимки тех же самых мест начала 2010-х из коллекции фонда «Московское время».
— Обратите внимание на подписи — текст состав- лен в настоящем времени, чтобы у посетителей про- падало ощущение скучной выставки, — подсказывает Наталья.
Его дополняют современная и историческая карты. Беглое сравнение показыва- ет: переулков стало гораздо меньше, а вот количество построек увеличилось.
Однако есть здания, которые сохранились в неизменном виде. К примеру, Дом Палибина, сегодня это памятник архитектуры. Остальные снесены, но их история сохранилась в воспоминаниях людей. Так, на углу Смоленского бульвара и 1-го Неопалимовского переулка стоял особняк русского инженера Владимира Сухова.
Сбор материалов длился год. Удалось связаться с кем-то из дальних родственников жителей старых Хамовников. С распространением интернета информацию добыть проще, но люди все равно приходят на выставки и узнают то, чего уже не най- дешь ни в одном архиве.