Опрос

Памятник Петру Великому на стрелке Москвы-реки открыли 5 сентября 1997 года. Знаете ли Вы общую высоту одного из самых больших скульптурных памятников России?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Француз вырвался на «Свободу»

Луи Жордан со своей супругой Мари Пьер со сделанным и упакованным ими душистым мылом. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Луи Жордан со своей супругой Мари Пьер со сделанным и упакованным ими душистым мылом. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Луи Жордан со своей супругой Мари Пьер со сделанным и упакованным ими душистым мылом. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Луи Жордан со своей супругой Мари Пьер со сделанным и упакованным ими душистым мылом. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Москву посетил Луи Жордан — праправнук основателя парфюмерно-косметической промышленности в России Альфонса Ралле.

Парфюмерное производство в России началось с Альфонса Ралле в 1843 году. Оно родилось в Хамовниках. Небольшое дело 24-летнего француза быстро разрослось до серьезной фабрики, которая существует до сих пор. Правда, уже по другому адресу.

Элегантный немолодой господин входит на территорию под руку со своей женой — Мари Пьер.

— Меня зовут Луи Жордан, — представляется он. — Я праправнук Альфонса Ралле — основателя фабрики, которую он открыл здесь в 20-летнем возрасте. Альфонс был одним из семерых детей. Трое из них умерли в раннем возрасте. А он сам по предложению своих друзей решил переехать в Москву и основал тут производство. Альфонс воспользовался своим талантом предпринимателя. И создал процветающее предприятие.

А предприятие действительно было процветающим. Первая фабрика размещалась в Москве, в усадьбе Всеволожских в Хамовниках, и называлась «Парфюмерная фабрика купца Альфонса Ралле». Изначально на ней трудились 40 рабочих. Фабрика была оснащена одной паровой машиной и одним мыловаренным котлом для производства стеариновых свечей, парфюмерии и душистого мыла класса «люкс», доступных только для аристократии. На Вятскую улицу, тогда еще окраину Москвы, которая называлась Бутырки, производство переехало в 1899 году. Тогда комплекс состоял из главного здания фабрики, мыловаренного цеха, общежития для рабочих и фельдшерского пункта. Все здесь было механизировано и электрифицировано, работали лифты, паровые машины и телефонная связь.

Продукция фабрики была высочайшего качества. И это было подтверждено еще в 1846 году, когда предприятию было присвоено звание «Фабриканта духов для Двора Его Императорского Величества Государя Наследника Цесаревича в Москве с правом изображения государственного герба». Когда же в 1855 году на престол взошел император Александра II, статус повысился до «Поставщика духов Двора Его Императорского Величества Императора Всероссийского». В советские годы предприятие национализировали. Но оно при этом не сбавило оборотов, став одним из флагманов промышленности советской страны. В 1922 году фабрика получила название «Свобода», которое носит и по сегодняшний день. И как бы подтверждая слова о том, что «Свобода» занимается производством косметики, гостей на проходной встречает плакат советских времен, с которого румяная и белозубая красивая деревенская девушка обращается к своему ухажеру со словами: «Не дари мне лент, мой милый. Подари мне крем и мыло!»

А для высоких гостей между тем начинается экскурсия по производственным цехам. Они видят, как делаются и упаковываются кремы, пасты, шампуни. Мари Пьер по пути старательно делает какие-то пометки в блокнотике, а мсье Жордан рассказывает, как они с женой впервые узнали о фабрике

Француз Луи Жордан у рекламного плаката советского времени. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Француз Луи Жордан у рекламного плаката советского времени. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

— Впервые я узнал о фабрике «Свобода» по названию духов, которые увидел во Франции. Назывались они «Вятская, 47», — говорит он. — Я заинтересовался этим адресом. И в 2016 году вместе с женой мы прилетели первый раз в Москву и отправились по этому адресу. Мы нашли фабрику моего прапрадеда! Но нас не пустили на территорию, потому что было воскресенье. После этого я списался с руководством фабрики. Там сначала долго не верили, что я являюсь потомком Ралле. Это случилось только после того, как я показал некоторые документы. Сейчас в Санкт-Петербург приехали члены исторического общества по сохранению памяти Жанны д’Арк, которые пригласили меня в поездку. Но я решил вместе с женой заехать и в Москву, на «Свободу».

В одном из цехов к мсье Жордану неожиданно подходит работница Ольга Гырымова и протягивает ему производственный календарь, на котором просит оставить автограф. Француз галантно ставит свою подпись, а потом дописывает пожелания всем работницам цеха. А потом, узнав имя женщины, добавляет:

— О! Вас зовут Ольга. Так же звали и мою прабабушку, которая родилась в Москве.

Экскурсия продолжается, и сопровождающий группу руководитель дирекции по связям с общественностью Владимир Мироненко показывает сохранившиеся со времен постройки предприятия здания. Обращает внимание на отдельно стоящий небольшой корпус из красного кирпича.

— С 1899 года тут осталась лаборатория Эрнеста Бо, — рассказывает он. — Этот парфюмер работал над созданием таких ароматов, как «Букет Наполеона», «Царский вереск», которые стали прообразом знаменитой «Шанель № 5».

После этого семье потомка основателя фабрики устроили своеобразный мастер-класс. Им раздали по кусочку только сваренного душистого мыла и предложили сначала с помощью специальных стеков придать им любую форму, а потом упаковать в подарочную бумагу. Мсье и мадам старательно работали над заготовками. В результате Мари Пьер изобразила сердечко в обрамлении завитушек и написала слово «любовь». А у Луи получилась какая-то абстрактная картинка.

— Я не очень хороший художник, — сказал он. — Поэтому примером того, как надо обрабатывать мыло, вряд ли смогу быть. И с улыбкой добавил, что и продать его творение было бы довольно сложно.

Тем более что, по словам господина Жордана, продолжать дело своего знаменитого предка он не собирается.

— Во-первых, мне по возрасту уже поздно этим заниматься, — уточняет Луи. — Я не смогу добиться таких блистательных успехов, как Альфонс Ралле. Я уже на пенсии. У нас женой пятеро детей и 11 внуков. Надо уделять время всем. А вовторых, мы с Мари Пьер в родной Бретани создали театр, в котором воссоздаем различные исторические моменты.

КСТАТИ

В годы Великой Отечественной войны на «Свободе» был налажен выпуск глицерина для авиации, взрывчатых веществ, запалов для гранат, гильз и т.д. А в ноябре 1943 года было выпущено мыло, на алой этикетке которого значилось: «Враг будет разбит, Победа будет за нами!»

СПРАВКА

В 1907 году парфюмер Эрнест Бо, который работал на фабрике Альфонса Ралле, создал свой первый шедевр — духи и одеколон «Царский вереск» — свой первый эталонный аромат. А в 1921 году уже во Франции Эрнест Бо создает свое главное творение — духи «Chanel No. 5», совершившее революцию в мире парфюмерии и прославившее своего создателя на весь мир как самого известного парфюмерановатора и создателя ароматов ХХ века.

Новости партнеров