Фундамент подворья укрепят
Началась подготовка к реставрации палат Александровского подворья в Староваганьковском переулке, 23 (район Арбат). Это одно из немногих сохранившихся общественных зданий допетровского времени.
Здание, возведенное в 1680-е годы, за 300 лет претерпело немало перестроек. Сейчас оно выглядит почти так же, как в конце XVII века — спасибо советским реставраторам, которые в 1978 году бережно освободили его от наслоений позднейших эпох. Но настало время новых работ, направленных на укрепление фундамента и обновление коммуникаций.
Духовное и светское
Палаты в Староваганьковском были построены как подворье (то есть представительство в другом городе) Успенского женского монастыря. Обитель находилась в царской резиденции Александровская слобода (ныне часть города Александров Владимирской области). Скорее всего, подворье возвели при жизни царя Федора Алексеевича (1661–1682), старшего брата будущего Петра I, который правил с 1676 года: он благоволил монастырю и несколько раз бывал там на богомолье.
— Типичный образец жилого дома конца XVII века, — констатирует москвовед Анастасия Соловьева. — План внутренних помещений был одинаков на всех этажах, в том числе и в подвале: центральную часть этажа занимали сени с цилиндрическим сводом, справа и слева от них две большие разновеликие палаты.
Внутренний облик здания все эти годы оставался неизменным, чего не скажешь о внешнем. Ведь назначение постройки со временем менялось. На протяжении почти всего XIX века здание сдавали в аренду частным лицам, в том числе под жилье. Накануне октября 1917 года палаты снова стали подворьем — теперь уже Успенской мужской обители Флорищевой пустыни (находится в Нижегородской области). А сейчас в этих стенах размещены офисы.
Окно в прошлое
В 1978 году архитекторы-реставраторы Инесса Казакевич и Вера Путятина провели с памятником старины тщательную работу.
— Здание получило характерную высокую четырехскатную кровлю с чердачными выступами, — комментирует Соловьева. — Из декоративных элементов на фасадах были воссозданы междуэтажные тяги и карниз. То, что не удалось воссоздать, постарались хотя бы обозначить. Например, в XVII веке у парадного фасада было красное крыльцо, по которому поднимались на второй этаж. На втором этаже виден бывший дверной проем и расчищенные
(на языке реставраторов — «раскрытые») следы примыкания ступенек.
В некоторых случаях реставраторам пришлось искать компромисс между исторической правдой и современными требованиями комфорта. Окна палат, глубокие и узкие, как бойницы, были впоследствии расширены и превращены в прямоугольные. Некоторые из них архитекторы сумели уменьшить до исходных размеров, но остальные пришлось не трогать: иначе в здании стало бы слишком темно и неуютно.
Стены временно покраснеют
Сейчас в палатах укрепляют фундамент — закачивают туда под высоким давлением специальные смолы и цемент. В дальнейшем предстоит «залечить» сколы и выбоины на стенах и цоколе и счистить с фасадов растрескавшуюся краску. Пока их не побелят заново, будет видно, из чего подворье построено. — Стены выложены из красного кирпича в технике верстовой кладки, усиленной железными связями, — объясняет глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. — Такой способ кладки был характерен для жилого строительства в Москве 300 лет назад.
В здании отремонтируют лестницы, восстановят мраморный пол в подвале, обновят инженерные коммуникации.
СПРАВКА
В 1890-е годы квартиру в бывших палатах подворья снимал известный историк Москвы и архитектор Алексей Мартынов (1818– 1903). Алексей Александрович участвовал в строительстве Большого Кремлевского дворца (1841), осуществлял надзор за реконструкцией Петровского путевого дворца (1842–1843), занимался реставрацией собо- ров Кремля (вторая половина 1850-х), перестройкой церкви Малое Вознесение (1876) и пассажа Сан-Галли (1883).